Дыхательная гимнастика при аденоидах для детей: как выполнять упражнения

Дыхательная гимнастика при аденоидах для детей: как выполнять упражнения

Дыхательная гимнастика при аденоидах: в чем суть методов Стрельниковой и Бутейко

Дыхательная гимнастика при аденоидах: в чем суть методов Стрельниковой и Бутейко

Дыхательная гимнастика при аденоидах – легкий способ нормализовать дыхание носом и улучшить общее самочувствие. Занятие можно построить в игровой форме, чтобы ребенок с удовольствием выполнял упражнения. Следует ознакомиться с самыми эффективными методиками, завоевавшими доверие врачей и пациентов.

Польза дыхательной гимнастики при аденоидах

Дыхательную гимнастику можно проводить дома вместе с родителями или в садике с воспитателем

Дыхательную гимнастика при аденоидах может выполнять каждый. Причем чем раньше ребенок начнет делать эти упражнения, тем выше шанс остановить прогрессирование заболевания.

  • улучшает приток кислорода к головному мозгу и другим органам;
  • защищает от гипоксии;
  • ускоряет восстановление тканей;
  • повышает иммунитет;
  • снижает риск развития аденоидита;
  • улучшает качество сна;
  • ликвидирует отечности носоглотки;
  • нормализует отхождение слизи из носа.

Дыхательная гимнастика поможет избежать наиболее распространенных осложнений аденоидов – отита, синусита и аденоидита.

Во время выполнения простых упражнений значительно увеличивает объем кислорода, поступающего к головному мозгу. Это положительно влияет на когнитивные функции ребенка, а также помогает быстрее заснуть. Кроме того, регулярное выполнение упражнений перед сном облегчает носовое дыхание и дарит ребенку крепкий здоровый сон.

Мало кто знает, что дыхательная гимнастика при аденоидах помогает повысить иммунитет. Это происходит за счет улучшения обменных процессов в лор-органах и миндалинах за счет увеличенного притока кислорода. Так как при аденоидах иммунитет падает именно из-за нарушения дыхания носом, восстановление процесса нормального получения кислорода через нос значительно укрепляет иммунную систему.

Как показывает практика, выполнение упражнений на 1 стадии аденоидов помогает значительно замедлить процесс гипертрофии миндалины. Конечно, полностью остановить патологию гимнастика не может, как и уменьшить уже имеющиеся аденоиды, однако регулярное выполнение упражнений повышает шансы “перерасти” заболевание без осложнений и операции.

Таким образом, дыхательная гимнастика является простым и действенным инструментом лечения аденоидов, который необходимо использовать правильно и регулярно. Все упражнения выполняются очень просто, поэтому дети с удовольствием занимаются гимнастикой под контролем родителей.

Общие правила

Дыхательная гимнастика имеет некоторые противопоказания, поэтому предварительно нужно получить одобрение врача

Прежде чем освоить упражнения дыхательной гимнастики при аденоидах для детей, необходимо ознакомиться с правилами, соблюдение которых поможет скорее получить результат:

  1. Прежде чем начинать занятия, необходимо проконсультироваться с врачом. В некоторых случаях гимнастика противопоказана, например, при острых инфекционных заболеваниях.
  2. Важно, чтобы ребенок сумел в точности повторить упражнение. Таким образом у гимнастики есть возрастные ограничения – старше 4 лет. Дети младшего возраста просто не могут правильно выполнять упражнения, а значит смысл занятий теряется.
  3. Ребенка дошкольного возраста сложно занять гимнастикой надолго. Родителям рекомендуется слишком не усердствовать – достаточно ежедневно уделять гимнастике 10-15 минут, чтобы улучшить самочувствие малыша.
  4. Ребенку важен пример, поэтому в первое время родителям предстоит взять на себя роль тренера, и на себе показывать все упражнения.
  5. Детям 4-5 лет следует подавать гимнастику в игровой форме. И здесь снова у родителей непростая задача, ведь только мать знает, как можно заинтересовать своего ребенка, поэтому игровой процесс придется выстраивать самостоятельно.

Рекомендуется перед тем, как заняться упражнениями при аденоидах, пройти комплексное обследование. В целом гимнастика безопасна, но наличие полипов в носу может стать серьезным препятствием для выполнения упражнений. Лучше заранее убедиться, что ребенок в целом здоров, сделав рентгенографию носоглотки либо эндоскопическое обследование аденоидов. Это позволит точно определить степень изменения носоглоточной миндалины и ограничения, связанные с аденоидами.

Популярные и эффективные комплексы

Наибольшую популярность завоевали два комплекса – Стрельниковой и Бутейко. Перед началом выполнения упражнений рекомендуется очистить нос от слизи. Если этого недостаточно, важно обеспечить дыхание через нос, поэтому можно воспользоваться сосудосуживающими каплями.

Некоторые родители делают ингаляции перед гимнастикой – это тоже не запрещено и в определенной мере помогает улучшить дыхание через нос. Если гимнастика применяется на фоне лечения синусита, перед выполнением упражнений можно промыть нос солевым раствором.

Перед упражнениями нужна разминка. Она проводится в игровой форме и заключается в прыжках и хлопках. Также можно попросить ребенка надуть шарик или задуть несколько свечей – если малыш охотно выполняет эти действия и не чувствует недомогания, можно смело переходить к выполнению дыхательных упражнений.

Метод Стрельниковой

Дети с удовольствием выполняют упражнения, если представить их в форме игры

Стрельникова предлагает очень простую дыхательную гимнастику для детей, которую при аденоидах можно выполнять каждому малышу старше трех лет. Все упражнения представляются в игровой форме, дети легко схватывают суть выполнения и охотно повторяют за родителями.

  1. “Кошка”. Перед этим упражнением можно попросить ребенка показать кошку, а затем направить его на выполнение гимнастики. Данное упражнение заключается в том, чтобы показать сердитую кошку, которая хочет вырваться и убежать. Нужно встать, расставив ноги на уровне плеч и согнув их в коленях. Затем ребенок должен повернуть корпус вправо, одновременно резко вдыхая воздух носом, а после повернуться влево, проделывая это же движение. Выдох делается через рот, в тот момент, когда ребенок возвращается в исходное положение, а вдох – при повороте корпуса. Повторить упражнение 10-15 раз.
  2. “Солдатик”. Суть упражнения – показать, как маршируют солдаты. Ребенку следует встать ровно, но немного расставить ноги. Затем сделать вдох через нос и поднять одну ногу, согнутую в колене, практически до груди. После поменять ногу, делая резкий выдох через рот в момент, когда поднимается другая нога. Повторить такое упражнение нужно по 30 раз для каждой ноги.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при аденоидах отличается тем, что вдох делается через нос, но в момент напряжения, когда грудная клетка не раскрыта. Чтобы получить ожидаемый эффект, выполнять гимнастику необходимо утром и вечером.

Гимнастика Бутейко

Метод Бутейко хорошо себя зарекомендовал при заложенности носа, такая дыхательная гимнастика выполняется при аденоидах и аденоидите.

  1. Зажать одну ноздрю пальцем. Сделать выдох через другую ноздрю, тут же зажать ее пальцем, и выдохнуть воздух через другую, которая ранее также была зажата. Таким образом ребенок дышит только одной ноздрей, чередуя их. Упражнение необходимо повторить 40 раз.
  2. Взять пластиковую бутылку, чашку или стакан, наполнить водой. Поместить в тару обыкновенную соломинку и дать ее малышу. Необходимо попросить ребенка вдохнуть побольше воздуха через нос, а выпустить его через рот прямо в соломинку так, чтобы в чашке раздавалось бульканье воды. Это упражнение делается по времени, а не по количеству раз. Рекомендуется выполнять в течение 2-5 минут. То есть в первые разы достаточно двухминутного “бульканья”, но постепенно время увеличивают, доведя до 5 минут.
  3. Вдохнуть побольше воздуха через нос и задержать дыхание на 1 секунду. Затем повернуть голову вправо и выпустить часть воздуха, после повернуть влево и полностью выдохнуть. Причем вдох делается носом, а выдох – ртом.
  4. Повторить упражнение с поворотами головы, но теперь делать вдох через рот, а выдыхать носом. Оба упражнения необходимо сделать по 30 раз.
  5. Медленно вдохнуть носом, в это время плавно поднимая обе руки вверх. Когда руки окажутся выпрямлены над головой, начать медленно выдыхать воздух носом, одновременно плавно опуская руки вдоль тела. Повторить 40 раз.
  6. Сделать медленный глубокий вдох. Набирать воздух нужно не в грудь, а в живот, одновременно округляя и выпячивая его. Затем задержать дыхание на 3 счета и начать медленно выпускать воздух носом, одновременно втягивая живот и округляя спину. Повторить 30 раз.
Читайте также:
Эваменол: мазь от насморка, инструкция по применению

Эта дыхательная гимнастика немного сложнее, поэтому рекомендована детям старше 4-5 лет. Родителям придется стать примером, иначе ребенок просто не сможет повторить упражнение.

Йога и цигун для малышей

Гимнастику желательно делать незадолго перед сном

Помимо перечисленных лечебных гимнастик, улучшить дыхание при аденоидах поможет йога. Не обязательно выполнять асаны и заниматься акробатикой, достаточно отработать йогическое дыхание, которое при аденоидах обладает теми же свойствами, что и дыхательная гимнастика.

Самое простое упражнение – это наклоны вперед. Ребенок должен медленно втягивать носом воздух, одновременно наклоняясь телом вперед. Когда легкие наполнятся воздухом, нужно задержать дыхание на пару секунд, а затем начать медленно выпрямляться, одновременно выдыхая воздух через рот.

Еще одно эффективное упражнение пришло к нам из восточной практики цигун. Оно адаптировано специально для работы с детьми младшего возраста. Нужно подготовить несколько разноцветных лент, либо нанизать на нитку несколько бумажных разноцветных флажков. Затем ребенок должен набрать полную грудь воздуха и выдохнуть воздух через нос с такой силой, чтобы флажки или ленты начали развиваться. После того, как это упражнение проделано несколько раз, можно усложнить задачу, попросив малыша сделать вдох, округляя живот, и выдыхая через рот.

Еще один способ лечения – дыхание на 5 счетов. Необходимо в течение пяти секунд (или 5 счетов) делать вдох, затем задержать дыхание на такое же количество времени, а после медленно выдыхать воздух в течение пяти секунд. Такое упражнение рекомендовано перед сном, выполнять его нужно по 10-15 раз.

Противопоказания

Дыхательная гимнастика является эффективным немедикаментозным методом лечения аденоидов, но перед упражнениями необходимо убедиться в отсутствии противопоказаний. К ним относят:

  • кровотечение из носа;
  • черепно-мозговые травмы;
  • полипы в носу;
  • высокую температура тела;
  • острые инфекционные процессы;
  • проблемы с дыханием (одышка, апноэ во сне).

Дыхательную гимнастику лучше выполнять перед сном. Перед упражнениями необходимо очистить нос, сделав промывание, также можно воспользоваться каплями, которые назначил врач. Сосудосуживающие капли помогут лучше дышать носом, в результате организм получит больше кислорода при выполнении этих упражнений.

Если есть возможность, рекомендуется заниматься гимнастикой на улице, или хотя бы выйти на балкон.

В случае, когда упражнения не дают никакого эффекта, нужно проконсультироваться с врачом. При аденоидах 3 степени гимнастика малоэффективна, для лечения применяют другие методы, в том числе и хирургические.

Дыхательная гимнастика для детей по Бутейко

Интервью с А.Е. Новожиловым, главным врачом Клиники Бутейко на тему «Эффективность дыхательной гимнастики для детей при лечении аденоидов». Беседовала Саша Яковлева-Фредриксен (Buteyko Center USA).

Аденоиды Дыхательная гимнастика Бутейко

— Как правило, дети, у которых увеличены аденоиды, «не вылезают из простуд». У них вечно течет из носа, к тому же периодически уши болят, а иногда и до астмы доходит. Неужели удалив аденоиды можно избавить ребенка от всех этих проблем?

А.Н.: Конечно же, нет. Операция по устранению аденоидов часто улучшает состояние ребенка, но только на первое время, иногда всего на несколько недель, а затем ребенок вновь начинает болеть. Кроме того, часто бывает так, что после операции аденоиды начинают снова расти. У одного из наших маленьких пациентов аденоиды удаляли четыре раза, и каждый раз они вырастали снова.

— Так почему же тогда врачи рекомендуют удаление аденоидов? Ведь они не могут не знать о низкой эффективности этой операции?

А.Н.: Конечно, врачам хорошо известно, что аденотомия — не панацея, однако во многих случаях она, временно улучшая состояние ребенка, препятствует формированию более серьезных заболеваний. Помимо этого, врачам особенно предложить нечего.Что еще остается чтобы восстановить полноценное дыхание через нос у ребенка? Ведь именно нарушение носового дыхания, постоянная заложенность носа и переход на дыхание через рот — это корень всех зол в данном случае. Гормональные препараты? Да, они способны устранить отек слизистой оболочки носа и восстановить дыхание через нос, и часто это оказывается залогом успешного лечения ребенка. Однако, с детства сажать человека на гормоны идея не самая лучшая. Поэтому врачи и говорят: «Давайте лучше вырежем аденоиды, тем более, что они могут воспалиться».

— Известна ли причина роста аденоидов?

А.Н.: Официальной медицине причина роста аденоидов неизвестна, а вот профессор Бутейко считал, что рост аденоидов — это защитная реакцию организма, вызванная нарушением функции дыхания. Вы обращали внимание на то, как дышит ребенок с увеличенными аденоидами?Обычно, дыхание у него шумное, глубокое и через рот. Такое избыточное дыхание, или другими словами «гипервентиляция», способно нанести организму ребенка колоссальный вред, так как оно вызывает кислородное голодание (эффект Вериго-Бора), нарушает работу обмена веществ и иммунитета. Организм ребенка вынужден защищаться от гипервентиляции. И делает он это за счет блокирования дыхательных каналов путем увеличения аденоидов и отека слизистой оболочки носа, то есть, появляется хронический насморк, от которого избавиться невозможно. Когда дыхательные каналы оказываются суженными, количество воздуха, потребляемого ребенком, сокращается и, соответственно, его организму не наносится значительно больший вред.

Читайте также:
«Кромогексал» для ингаляций: инструкция по применению раствора и аналоги

— То есть, причина роста аденоидов — это гипервентиляция. Но разве, удалив аденоиды, можно остановить гипервентиляцию?

А.Н.: Нет, нельзя. Поэтому профессор Бутейко называл операцию по удалению аденоидов — преступлением против детей. Я тоже считаю, что в большинстве случаев аденоиды удаляют напрасно. Увеличенные аденоиды — это ничто иное как защитная реакция организма на гипервентиляцию, устранение этой защитной реакции влечет за собой формирование более серьезных проблем со здоровьем.

Кстати сказать, увеличенные аденоиды часто сопровождаются другими проблемами, которые также являются защитной реакцией — например, забитый нос, кашель и другие. При удалении аденоидов гипервентиляция сохраняется, а потому и эти симптомы никуда не уходят, а порой даже усиливаются, так как им приходится брать на себя функцию, ранее выполняемую аденоидами. Часто удаление аденоидов ведет к формированию более серьезных защитных реакций — например, ребенок начинает испытывать бронхоспазм, что в итоге может привести к развитию астмы.

— Считается, что ребенку трудно дышать из-за того, что у него увеличены аденоиды, и если их вырезать, то дышать ему станет легче. А вас послушать, так все наоборот: может получиться так, что ребенку станет дышать еще труднее.

А.Н.: Да, так часто и получается. В других случаях длительная гипервентиляция ведет к серьезному понижению иммунитета и на этом фоне формированию более серьезных заболеваний.

— А что будет, если родители попросту откажутся от операции, при этом не следуя методу Бутейко?

А.Н.: Скорее всего тоже самое — понижение имунитета и на этом фоне формирование новых заболеваний. Со временем, если у ребенка будет полностью заблокирован нос и он будет дышать только через рот, может начаться деградация личности – у ребенка деформируются кости черепа, изменится лицо, и он превратится в идиота, в медицинском смысле этого слова. Кстати, в медицинских кругах даже такое выражение существует: «аденоидное лицо». Аденоиды также могут воспалиться и в них появится гной; могут начаться частые отиты, в результате которых ребенок может частично или полностью потерять слух.Важно понимать, что в таких запущенных случаях операция по удалению аденоидов необходима, однако без применения метода Бутейко, она может не дать долговременных результатов.

— Хорошо, а что в случае увеличенных аденоидов могут предложить специалисты по методу Бутейко?

А.Н.: Мы подходим к этой проблеме иначе. Причиной гипертрофированных аденоидов является гипервентиляция, следовательно, нужно устранить причину заболевания и тогда его симптомы уйдут сами. Главная задача специалиста — это нормализовать дыхание ребенка, прежде всего восстановив дыхание через нос. Ребенок, который не способен дышать через нос, никогда не будет здоровым. Для того, чтобы этого не случилось, и была специально разработана дыхательная гимнастика для детей.

— Легко сказать: восстановить дыхание через нос! Но ведь ребенок с увеличенными аденоидами практически не способен дышать носом.

А.Н.: Вы правы: восстановление носового дыхания ребенка — задача довольно сложная, и потому осуществляться она должна под наблюдением специалиста. Действительно, ребенку с увеличенными аденоидами трудно дышать через нос. Это происходит в связи с двумя факторами: с одной стороны, поток воздуха через нос блокируется аденоидами, а с другой, его блокирует отек слизистой оболочки носа. Отек сильно сужает дыхательные пути и, в итоге, может накрыть собой аденоиды, и тогда нос вообще перестанет дышать. То есть, проблема состоит из двух частей: увеличенные аденоиды, которые, если выросли, в большинстве случаев уже не могут уменьшится, и отек слизистой оболочки, который можно уменьшить. Если уйдет отек, то ребенок снова станет способен дышать через нос.

— А что будет, если отек не уйдет?

А.Н: В связи с отеком нарушается естественная вентиляция носоглотки, нарушается естественный дренаж (отхождение) жидкости, в результате чего аденоиды воспаляются, а если туда попадет микробная флора, то в них появляется гной. Отек начинает распространяться, постепенно охватывая всю носоглотку, в которую из ушей выходят вентиляционные отверстия. Когда отек закрывает эти отверстия, то начинается воспаление среднего уха, часто сопровождающееся снижением слуха. Но это не истинная глухота, а ребенок находится в состоянии, когда у него «закладывает» уши, так бывает, например, в самолете во время взлета или посадки. Устранение отека слизистой оболочки приводит к тому, что дети непосредственно во время занятий с ними говорят, что у них «вернулся слух», что обычно действует на родителей как «чудесное исцеление». Но часто с сожалением приходится наблюдать, как родители по незнанию ведут ребенка к врачу и хирург вырезает воспаленные аденоиды. В результате этого в носу получается своего рода «дырка» и ребенку становится легче дышать, в том числе и через нос. Однако отек остался. через какое-то время он снова закрывает эту дырку, и у ребенка снова забит нос. История повторяется! Кстати, из-за отека хирургу также бывает очень трудно вырезать аденоиды полностью, и потому маленький кусочек ткани иногда остается, и он вырастает снова все повторяется. Соответственно, через полгода ребенку снова предстоит удаление аденоидов.

— Получается, что для успешного лечения ребенка с увеличенными аденоидами самое главное — это устранение отека слизистой оболочки носа.

— А как это сделать?

А.Н.: Существуют два пути. Один из них — это применение гормональных средств, которые в итоге наносят значительный вред здоровью ребенка. А второй метод — безопасный и не имеющий негативных последствий — это устранение гипервентиляции или «глубокого дыхания» за счет применения метода Бутейко. С помощью дыхательных упражнений для детей, разработанных Бутейко, мы обучаем ребенка тому, как устранить избыточную вентиляцию легких, то есть, устранить гипервентиляцию и нормализовать функцию дыхания в целом. Соответственно, организму становится не нужным производить чрезмерное количество слизи, чтобы защищаться от «глубокого дыхания», и ребенок получает возможность постоянно дышать через нос. Носовое дыхание восстанавливает естественную вентиляцию носоглотки, а также дренаж, и воспаление аденоидов прекращается. Помимо этого, аденоиды перестают увеличиваться в размерах или, как иногда бывает, даже сокращаются за счет устранения отечности ткани и слизистой оболочки.

Читайте также:
«Люголь» спрей: инструкция по применению для горла у детей и взрослых, аналоги

— И тогда, насколько я понимаю, родители идут к отоларингологу, который производит замер аденоидов и на основании этого говорит, что операция ребенку больше не требуется.

А.Н.: Да, это так. Метод Бутейко в абсолютном большинстве случаев позволяет избежать операции по удалению аденоидов.

— А что в целом происходит со здоровьем ребенка, когда он начинает «дышать по Бутейко»?

А.Н.: Метод Бутейко — холистический, то есть он восстанавливает здоровье в целом, а не только ликвидирует конкретный симптом. При нормализации функции дыхания, у ребенка начинает восстанавливаться работа иммунной системы, и он перестает болеть. У него улучшается память, концентрация внимая, постепенно исчезают очаги застойного возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образований, то есть ребенок становится спокойнее, повышается успеваемость в школе и т.д. Обычно, учителям и родителям становится проще заниматься с ним. Исчезают такие явления, как ночной энурез (недержание мочи), от чего страдают дети с аденоидами и нарушенным дыханием через нос. Следует обратить пристальное внимание на такую возможность лечения детского энуреза.

Если у ребенка в результате отитов был частично потерян слух, то он начинает восстанавливаться. Как говорилось выше, Часто бывает так, что уже на первых занятиях дыхательными упражнениями, ребенок с удивлением говорит: «Я начал слышать!» Это происходит из-за того, что задержки дыхания убирают отек носоглотки. Эффект настолько разительный, что об этом можно говрить много раз.

— А как дети воспринимают «дыхательную гимнастику» Бутейко?

А.Н.: С детьми мы занимаемся в основном в движении, используем различные физические упражнения, что детям очень нравится. Они воспринимают лечение как игру, у ребенка складываются доверительные отношения с врачом, что помогает значительно быстрее получить результат. Облегчение состояния ребенка часто происходит уже на первом или втором занятии, дети это чувствуют и, как правило, благодарны.

— А какая роль принадлежит родителям?

А.Н.: Всегда есть родители, которые ищут альтернативу хирургическому вмешательству и готовы бороться за здоровье ребенка. Такие родители непременно принимают участие в занятиях дыхательной гимнастикой с детьми, сами обучаются методу и продолжают его применять дома. В этом случае успех гарантирован! Иногда же попадаются другие родители; они как бы говорят: «Я вам заплатил, и в обмен ты вы должны вернуть мне здорового ребенка, а каким образом он станет здоров— то ли за счет операции, то ли за счет дыхательных упражнений — мне безразлично». Такие равнодушные родители часто оказываются препятствием к быстрому выздоровлению собственного ребенка. Так что участие родителей в обучении методу — это ключ к выздоровлению ребенка.

Лечение заболеваний в клинике Бутейко:

Если ребёнок дышит ртом

Боковая панель

Рубрики

  • Косметология
  • Нейромышечная стоматология
  • Общая медицина
  • Специальные статьи
  • Стоматология

О клинике

  • О клинике
  • Контакты

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания — они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаясь поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.

Привычное отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.
Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.

Читайте также:
«Фервекс»: инструкция по применению порошка для взрослых и детей, аналоги

Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка, которые ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь.

Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков — достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Трейнер обеспечивает более комплексное воздействие — специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти. Регулярные занятия не менее часа днём плюс ночное применение обеспечивают значительное улучшение тонуса круговой мышцы рта уже через 2-3 недели, носовое дыхание у ребенка постепенно восстанавливается, и свободная вентиляция носовых ходов способствует прекращению аденоидных разрастаний. Исследования показали, что при регулярной дыхательной гимнастике с использованием вестибулярной пластинки или трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей в возрасте 3-6 лет и за 3 месяца у 83% детей 6-12 лет. При этом, у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание при лечении по этой методике восстанавливается даже без операционного вмешательства.

В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.

Применение миофункционального трейнера или вестибулярной пластинки гораздо эффективней обычных дыхательных упражнений – в контрольной группе, где дети занимались исключительно лишь дыхательными упражнениями без применения каких-либо аппаратов, дыхание через 6 месяцев восстановилось всего у 32% детей в возрасте 3-6 лет, и лишь у 12% детей в 6-12 лет.

Регулярное использование трейнера в возрасте 3-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба, и даже носовой перегородки – дно полости носа опускается и нёбо приобретает нормальную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается. Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс – располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину. Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, поэтому на сегодняшний день разработана модель трейнеров и для молочного прикуса. Его использование не занимает времени — ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть. Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.

Детская дыхательная гимнастика

От болезни не застрахован никто, однако клиническими исследованиями подтверждено, что ребенку намного проще справиться даже с самым сложным заболеванием. Детская дыхательная гимнастика Стрельниковой – это уникальная лечебно-профилактическая мера, позволяющая:

  • улучшить носовое дыхание и укрепить бронхо-лёгочную систему;
  • повысить иммунитет;
  • наладить дренажную функцию бронхов, убрать мокроту из бронхиального дерева;
  • устранить застойные явления, улучшить кровоток и снять отек;
  • нормализовать обменные процессы и устранить патологии;
  • восстановить нервные регуляции сто стороны ЦНС;
  • исправить деформации грудной клетки, вызванные заболеванием.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при различных заболеваниях

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при аденоидах

Профилактические меры, такие как здоровый образ жизни и закаливание, позволяют повысить сопротивляемость детского организма к заболеваниям верхних дыхательных путей. Однако соблюдение определенного режима является достаточно долгим процессом, требующим больших временных затрат и упорства. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это наиболее эффективная лечебно-профилактическая мера, которая позволяет не только быстро восстановить нормальное носовое дыхание, но и способствует укреплению всего организма в целом.

Для лечения аденоидов с применением методики Стрельниковой важно освоить весь комплекс упражнений, однако целесообразность применения отдельных упражнений определяется индивидуально в зависимости от степени развития заболевания. «Основной» комплекс дыхательной гимнастики включает в себя 14 упражнений, выполнение каждого из которых должно проходить в строгом соответствии с установленными правилами – это позволяет гарантировать быстрое достижение результатов.

Читайте также:
Офлоксин: инструкция по применению для взрослых и детей, дозировка и аналоги

При аденоидах особое внимание следует уделить упражнению «Кошка», «Перекаты» (переменный перенос тяжести тела с одной ноги на другую с одновременным резким вдохом) и «Шаги» (поочередное выполнение «Переднего» и «Заднего» шагов с резкими вдохами.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме

Острый бронхит, который не был своевременно вылечен, неизбежно влечет за собой целый ряд осложнений, что рано или поздно может вызвать серьезное и мучительное заболевание – бронхиальную астму. Периодические приступы удушья (бронхоспазмы) носят тяжелый и затяжной характер – справиться с ними без применения ингалятора или специальных препаратов очень сложно.

Дыхательная гимнастика позволяет облегчить состояние пациента: регулярные ежедневные занятия сводят к минимуму приступы астмы, а при ежедневном выполнении в детском возрасте можно достичь больших успехов, вплоть до полного излечения . Огромное преимущество данного вида терапии – это возможность выполнять упражнения во время приступа. Необходимо выполнять весь «Основной» комплекс, акцентируя внимание на упражнениях «Насос» (легкий поклон с одновременным резким вдохом), «Обними плечи» (резкий вдох одновременно с каждым объятием) и «Повороты головы» (поворот головы с шумным вдохом носом).

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при заикании

Причин, способствующих возникновению заикания много, но регулярные занятия дыхательной гимнастикой по методике Стрельниковой помогают улучшить речь и привести в нормальное рабочее состояние весь артикуляционный аппарат. Для лечения заикания ребенку полезно выполнять весь «Основной» комплекс делая упор на «Насосе» и «Обними плечи». При резком вдохе носом воздух полностью заполняет легкие, способствуя выработке предельно глубокого дыхания. А специальные «Звуковые» упражнения укрепляют диафрагму и мышцы гортани, способствуя тесному смыканию голосовых складок.

Дыхательная гимнастика (Стрельникова) – отзыв

Как лечить аденоиды у ребенка в домашних условиях: отзыв о лечении аденоидов у детей без операции дома, ссылки на видео – как гимнастика Стрельниковой спасла моего ребенка от операции. Мы теперь здоровы!

Я пишу свой отзыв для тех, кто уже устал бесконечно лечить и лечить у ребенка увеличенные аденоиды. Кто, как и я когда-то, в отчаянии подумывает об операции на аденоиды, потому что ребенок не может нормально дышать ночью.

Возможно ли лечение аденоидов у детей без операции? Да и еще в домашних условиях? Мой ответ – да! В своем отзыве я расскажу и покажу как лечить аденоиды у ребенка дома так, чтобы это работало! Без Назонексов, Зиртеков, масла Туи и иже с ними.

☀ Наша история: аденоиды у ребенка 2 лет ☀

Впервые я заметила, что мой ребенок не может дышать носом ночью, когда ему было 2 года. Он только переболел длительной простудой. Все вроде вылечили, да и соплей нет точно, а ребенок, когда спит не дышит носом и все! Пробовала сосудосуживающие капли, естественно, не помогало.

Пошли к доктору. Диагноз: у ребенка увеличенные аденоиды. Для лечения этих самых аденоидов нам назначили месячный курс с применением 5 мл сиропа Зиртек (да, в Египте он продается сиропом) и Назонекс по пшику на ночь. Через неделю стало лучше, постепенно ребенок снова стал дышать ночью носом свободно.

Однако при любой простуде аденоиды снова увеличивались. Вот и получалось, что простуду мы лечили неделю, а с аденоидами мучились потом целый месяц с применением все тех же антигистаминов.

Один раз был даже гнойный аденоидит с антибиотиками и всеми другими прелестями – у сына 5 дней и ночей дыхание носом было полностью заблокировано. Это был сущий кошмар . А ответа на вопрос как лечить аденоиды у ребенка и вылечить раз и навсегда никто дать не мог: ни врачи, ни мамочки на форуме. Даже операция на аденоиды не давала стопроцентных гарантий, что болезнь не вернется.

В 3 года были с ребенком проездом в Москве, ходили на прием к педиатору из Клиники Президента. Сказала, что после 4 лет аденоиды часто сами сходят на нет. Выписала нам плюс к антигистаминам масло Туи, пожелала удачи. Однако я в удачу верила мало. У мужа в свое время аденоиды так и не прошли, и ему их удаляли (внимание!) в 10 лет. Думаю, у сына это наследственное.

Но настоящие проблемы с аденоидами у нас начались, когда ребенку исполнилось 4 года и он впервые пошел в сад. Простуды шли одна за другой, мы не успевали покупать Зиртек и Назонекс. Только-только нос у ребенка начинал немного дышать, мы снова заболевали и все начиналась опять по кругу. Вспомню – вздрогну.

☀ Эврика! Способ лечения аденоидов у детей без операции ЕСТЬ. ☀

Как же лечить у ребенка эти дурацкие аденоиды, думала невыспавшаяся и усталая я. Все шло к тому, что без операции уже не обойтись – мне было до боли жалко ребенка, который уже который месяц не мог нормально дышать носом.

Но я все искала способ лечения аденоидов у детей без операции. Зачем, спросят некоторые. Ведь можно сделать операцию и забыть. Но я волновалась больше не о самой операции на аденоиды, а об общем наркозе.

Моему ребенку хоть и 4 года, он у меня худой и мелкий, выглядит года на 3 . А по себе я прекрасно помнила, что значит общий наркоз. Я, взрослая, очень тяжело от него отходила! Меня не тошнило, как многих, но зато тряслись плечи. Они весь день дрожали и дрожали, как испуганный кролик, а я не могла ничего с этим поделать. А на следующий день у меня из-за этого тааак болели мышцы.

Ребенку я такого не хотела. А удалять аденоиды без наркоза – это же стресс на всю жизнь.

☀ Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей: аденоиды без операции ☀

Я уже не помню, где точно услышала о лечении аденоидов у детей без операции дома гимнастикой Стрельникова – на форуме или когда читала отзывы. Но я начала узнавать подробности, и эта методика действительно оказалась по отзывам очень действенна. И далеко не только для лечения аденоидов, а по решению проблем всей дыхательной системы у детей и взрослых. Но меня на тот момент интересовало только как эффективно лечить аденоиды у ребенка, и чтобы мой сын, наконец, нормально задышал носом.

Читайте также:
Болит горло и язык: причины, симптомы, лечение и профилактика

Я внимательно изучила методику, все доступные видео, даже скачала и прочла книгу единственного ученика Стрельниковой Михаила Щетинина. И пожалела только об одном: что мне не попалась эта информация раньше.

☀ Что такое дыхательная гимнастика Стрельниковой и как она лечит аденоиды у детей ☀

По сути, это короткие и сильные вдохи носом, которые выполняются во время нехитрых движений рук или ног. Все очень просто и доступно для понимания даже ребенку 3, 4, 5 и более лет. И со стороны выглядит даже забавно. Но честно, мне было пофигу – лишь бы работало.

Вот описание с официального сайта, где есть отзывы и вся другая информация:

Данная гимнастика считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и включающими в активную работу все части тела:

На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма. Так как, физическая активность требует поступления большого количества кислорода, то именно при выполнении этой гимнастики он значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет.

Происходит активное насыщение головного мозга кислородом, вследствие чего улучшается работа всех центров, и происходит саморегуляция обменных процессов. Восстанавливается обоняние, и улучшается не только носовое дыхание, но и активно тренируется самая мощная дыхательная мышца – диафрагма, которая активно массирует не только печень, но и практически все органы брюшной полости.
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой благотворно влияет на всё тело в целом, способствует развитию мышц грудной клетки и исправлению деформации позвоночника.

Часто эта гимнастика применяется для лечения астмы и бронхита. Есть официальные исследования, подтверждающие, что она работает, и работает круто:

Исследования эффективности гимнастики Стрельниковой проводились в Центральном НИИ туберкулеза РАМН, в Центральной поликлинике №1 МВД России, в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ, в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники №69. На базе торакального отделения городской клинической больницы №50 г.Москвы метод с успехом применялся для ускорения реабилитации больных в раннем послеоперационном периоде (кафедра хирургических болезней Московского государственного медико-стоматологического университета Минздрава РФ).

Положительный эффект дыхательной гимнастики определяли на основании исследования функции внешнего дыхания, показателей спирометрии, пробы Генча, газового состава крови, рентгенологического исследования легких (проводилось 1 раз в 3 месяца), показателей ЭКГ, артериального давления, пульсометрии, пневмотахометрии, субъективной оценки самочувствия.

Это не только стопроцентный способ лечения аденоидов у детей без операции, но и отличная поддержка иммунитету ребенка:

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой эффективна для профилактики заболеваний дыхательной системы. Профилактическое применение дыхательной гимнастики у детей школьного возраста позволяет снизить частоту ОРЗ в 2-4 раза по сравнению с детьми, не занимающимися этой гимнастикой.

Единственным противопоказанием для выполнения Стрельниковской дыхательной гимнастики, выявленным в ходе клинических исследований – является внутреннее кровотечение.

Полученный положительный эффект данного метода позволяет широко применять его не только в комплексном лечении больных с любыми (специфическими и неспецифическими) заболеваниями органов дыхания, но и использовать его как самостоятельное лечебное средство, улучшающее обменные процессы, нормализующее снабжение организма кислородом, повышающее иммунитет и мышечный тонус, уменьшающее последствия гиподинамии.

Следует также отметить, что дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой является абсолютно самостоятельным лечебным методом и ни к аппарату Фролова, ни к чисткам Н.А.Семеновой, ни к другим дыхательным гимнастикам никакого отношения не имеет!

Как лечить аденоиды у ребенка в домашних условиях и без операции! Конечно, гимнастикой Стрельниковой!

Детская дыхательная гимнастика Стрельниковой – это уникальная лечебно-профилактическая мера, позволяющая:

  • улучшить носовое дыхание и укрепить и укрепить бронхо-лёгочную систему;
  • повысить иммунитет;
  • наладить дренажную функцию бронхов, убрать мокроту из бронхиального дерева;
  • устранить застойные явления, улучшить кровоток и снять отек;
  • нормализовать обменные процессы и устранить патологии;
  • восстановить нервные регуляции сто стороны ЦНС;
  • исправить деформации грудной клетки, вызванные заболеванием.

При аденоидах особое внимание следует уделить упражнению «Кошка», «Перекаты» (переменный перенос тяжести тела с одной ноги на другую с одновременным резким вдохом) и «Шаги» (поочередное выполнение «Переднего» и «Заднего» шагов с резкими вдохами.

После трех месяцев упражнений, мой сын наконец, дышит носом. И ночью, и днем, и вечером. Та-даааам.

☀ Как проходило лечение аденоидов гимнастикой Стрельниковой у моего ребенка: восторга отзыв ☀

Конечно, если бы я жила в Москве, а не в Хургаде, я не раздумывая пошла бы в центр дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой на консультацию и на занятия. На форумах писали, что доктор Щетинин очень здорово мотивирует детишек на занятия.

Но мы живем далеко, поэтому пришлось искать возможность лечить аденоиды в домашних условиях. Я выбрала самый оптимальный способ лечения аденоидов – по видео урокам доктора Михаила Щетинина. К слову, в интернете много кто делает видео об этих упражнениях. Однако доверять можно только видео с участием единственного ученика Стрельниковой – Михаила Щетинина!

В связи с участившимися случаями неправильного и незаконного использования Стрельниковской дыхательной гимнастики и существенного искажения техники её выполнения, повлёкшее за собой ухудшение самочувствия занимающихся, единственный ученик и творческий наследник А.Н.Стрельниковой доктор М.Н.Щетинин предупреждает: ни в Москве, ни в каком-либо другом городе у него НЕТ УЧЕНИКОВ. Остерегайтесь самозванцев и шарлатанов, не рискуйте своим здоровьем!

На ютубе при введении в строку поиска «гимнастика стрельниковой» выдается очень много разных видеороликов. Если вы решили лечить аденоиды своему ребенку без операции, вам будет достаточно только двух «Дыхательная гимнастика Стрельниковой (без лишних слов и видео)» продолжительностью 26 минут и другая, короткая, всего в 7 минут видеоинструкция «Дыхательная гимнастика Стрельниковой ВИДЕО ЗАНЯТИЕ».

В первом ролике доктор Щетинин показывает упражнения и понятно объясняет все нюансы. Я посмотрела, пару раз сделала вместе с ним гимнастику сама и все запомнила.

Читайте также:
«Оксиметазолин»: инструкция по применению капель и спрея для детей и взрослых

Второе, короткое видео, я закачала на флэшку и включаю на телевизоре для занятий с ребенком. Оно занимает всего 7 минут.

Конечно, оно не единственное. Есть еще несколько видео, где Щетинин занимается один или с группой. Просто в этом ролике упражнения с доктором делает вся семья – дедушка, женщина, мужчина и двое ребятишек разного возраста. Для сына занимающиеся дети были дополнительной мотивацией😉.

☀ Лечение аденоидов у детей без операции гимнастикой Стрельникова: сложности ☀

  • ☀ Самое трудное было объяснить ребенку как нужно дышать носом. Я поключала фантазию)). Говорила «громко нюхаем цветочки, чтоб они испугались» (я изверг,да?), «как ты втягиваешь сопельку, если она вытекает с носика», “давай громче, а то бактерии не испугаются и не убегут” и тп и тд. В конце концов он все понял.
  • ☀ Детская лень. О! Сначала ему было даже интересно. Но когда парень осознал, что это надо делать обязательно утром и вечером, была мини война. Я не очень смекалистая и терпеливая мама. Поэтому, каюсь, иногда приходилось заставлять, и даже были слезы. Но сейчас, спустя три месяца это уже воспринимается как привычный ритуал, как зубы почистить. Лень, но надо.
  • ☀ Взрослая лень. Имею в виду себя. Ведь ребенок один делать не будет, делать то нужно с ним вместе. Опаздываешь утром в сад, не опаздываешь, 7 минут на упражнения. Хочешь вечером уже скорей уложить дяте спать, не хочешь – опять 7 минут дыши-руками маши. Но когда ночами не спишь, потому что у сына ночью периодически останавливается дыхание – это, я вам скажу, очень крутая мотивация не лениться.

☀ Как вылечить аденоиды у ребенка? Гимнастика Стрельниковой – 3,5 месяца спустя – результат ☀

В первый месяц результата особо не было. Все так же часто простужались, все так же пили Зиртек и пшикали Назонекс. И еще этот бесконечный кашель от соплей, которые стекают по задней стенке гортани.

На второй месяц я стала замечать, что болеем реже, а на восстановление носового дыхания нужен уже не месяц, а неделю. До следующей простуды, естественно.

И только через три месяца я увидела конкретный, очень, очень заметный результат. Уже как три недели я отменила Назонексы-Туи-Зиртеки. Потому что нос дышит. Даже, когда мы снова подхватили какой-то вирус и я уже сказала себе: «Нууууу. опять-двадцать пять», ночью у ребенка нос дышал. Там булькали сопли – как у любого человека во время простуды – но не было увеличенных аденоидов, которые перекрывают носовые проходы во время сна! Вот где счастье! Слушать ночью свободное дыхание своего ребенка.

Теперь, когда ребенок здоров, делаем упражнение раз в день. Только начинаются сопли, сразу переходим на 2-3 раза в день. И я заметила, что насморк теперь длится не неделю, а всего 4 дня. И нет последствий в виде 3-недельного кашля, как это было раньше. Просто фантастика!

☀ Лечение аденоидов у детей без операции: пара советов напоследок ☀

  • ☀ Следите, чтобы ребенок не забывался и громко «нюхал» все упражнения. Делайте гимнастику вместе! Я недавно (лень-матушка) оставила его делать одного, а сама готовила комнату ко сну. Заметила, что он халтурил, жук.
  • ☀ Не останавливайтесь. Гимнастику делаешь – есть стабильный эффект, не делаешь, все быстро возвращается на круги своя. Так что будьте готовы, что делать ее придется годами. Но 7 минут в день для здоровья ребенка – это же такая мелочь, согласитесь.
  • ☀ Будьте терпеливы. Я, например, ожидала быстрого результата. Но надо было потерпеть. Зато когда я уже могла явно видеть, что это работает, радости моей не было предела.

Лечение аденоидов у детей – очень долгое и неблагодарное занятие, которое чаще всего оканчивается операцией. И я так рада, что оказывается есть действенный способ вылечить аденоиды дома, легко, просто и без кучи лекарств.

А ребёнок уже ходит в хургадинскую школу, можете глянуть в моем инстаграм.

Дыхательная гимнастика при аденоидах для детей: как выполнять упражнения

Это новый материал, но когда-то Тигренок уже писал на эту тему – “Аденоиды”. (Учитывайте, что информация содержащаяся в более ранней статье может быть не совсем актуальной.)

Сейчас мы предлагаем Вам ознакомиться с современным взглядом на данную проблему.

Статью подготовил врач оториноларинголог детской клиники Тигренок Рамазанова Гюнай Альниязовна

ЛОР-врачи бьют тревогу: у каждого 2-го ребенка есть проблемы с аденоидами. Если присмотреться к детям в старших детсадовских группах и первоклашкам, то страдающих аденоидами можно легко заметить – такие дети дышат ртом. Казалось бы, ничего страшного. Но, если не вмешаться и пустить все на самотёк, то аденоиды могут стать причиной не только постоянных простуд, но и таких серьезных осложнений, как гнойные отиты и потеря слуха. Еще недавно единственным методом решения проблемы была операция. Сегодня врачи нашли способ обойтись без хирургического вмешательства.

Что такое аденоиды и почему они становятся проблемой?

Аденоиды располагаются за носом, в носоглотке. В детском возрасте аденоидная и лимфоидная ткань защищает нас от инфекций. В норме к 14 годам аденоиды, выполнив свою функцию, исчезают сами собой. Это происходит под воздействием половых гормонов. Крайне редко аденоиды сохраняются у взрослых.

Аденоидит чаще всего «расцветает» у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Именно в этот «переходный возраст», когда ребенок становится школьником, в крови снижается количество лимфоцитов, что ведет к снижению сопротивляемости организма к инфекциям и вирусам. Этот период физиологичен. Чтобы защитить организм, аденоиды увеличиваются в размере. К сожалению, у многих детей это приводит к тому, что аденоиды перекрывают носоглотку и затрудняют дыхание.

Лимфоидная ткань тоже может стать очагом инфекции. Вирусы и бактерии через нос попадают в носоглотку на ткань аденоидов. Аденоиды начинают бороться с инфекцией. Если борьба неравная, то аденоиды воспаляются. И в этом случае уже сами аденоиды становятся источником инфекции. Из-за того, что рядом с аденоидами находятся слуховые трубы, нагноившиеся аденоиды могут спровоцировать средний отит. Этот сценарий – один из наиболее опасных. Гнойные отиты, экссудативные отиты могут привести к снижению слуха на всю жизнь.

Читайте также:
«Азицид»: инструкция по применению антибиотика, побочные действия и противопоказания

Частые простуды и инфекционные заболевания – лишь вершина айсберга. Постоянное, так называемое «привычное» ротовое дыхание ведет к ряду расстройств со стороны внутренних органов. Привычное ротовое дыхание характеризуется несмыканием губ, изменением положения языка, что влияет на положение зубных рядов и прикуса. Что в свою очередь может привести к развитию серьезных проблем всего опорно-двигательного аппарата (отсюда проблемы с осанкой) и окажет негативное влияние на все органы и системы организма.

Как разорвать этот замкнутый круг?

Носовое дыхание – очень важно для ребенка. Растущий организм нуждается в кислороде больше взрослых. Если научить ребенка заново дышать носом, то всех вышеперечисленных проблем можно избежать. Но как это сделать? Ведь ребенок начинает дышать ртом вынужденно.

Из-за того что аденоиды прикрывают невидимую часть ноздрей сзади, так называемые «хоаны», ребенок не может дышать носом. Даже если он вдыхает носом, аденоиды перекрывают выход в носоглотку, блокируя воздух. Поэтому дети начинают дышать ртом. У часто болеющих детей отекает слизистая носа и сами аденоиды, что еще больше затрудняет дыхание. Распространенная картина: ребенок идет в сад или школу и там сталкивается с инфекциями. Что происходит в организме? Компенсаторно увеличиваются аденоиды, которые перекрывают хоаны, и ребенок начинает дышать ртом. Получается замкнутый круг – ротовое дыхание ведет к частым инфекциям, в ответ на инфекции аденоиды увеличиваются. Проблема в том, что пока ребенок не научится дышать носом – аденоиды не уменьшатся. Таких детей надо отучать дышать ртом. Это нелегко, но возможно. Новорожденные дети умеют дышать только носом – это жизненно необходимо в процессе сосания.

Дыхание ртом – вредная привычка! Здоровый человек должен дышать только носом. При дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 78 % нормального объема, а при хроническом ротовом дыхании развивается гипервентиляция легких. Дышащий ртом ребенок делает вдох каждые 3 секунды. По этой причине в организм через носовые пути попадает в 10 раз больше болезнетворных микроорганизмов.

Если ребенок дышит ртом, необходимо лечение. Но сначала нужно установить причину ротового дыхания.

Когда нужна операция?

Если не проведена эндоскопия носоглотки, тимпанометрия и врач на обычном осмотре говорит: нужна аденотомия – это неверный подход. В 21 веке нужно делать полное обследование. Если ребенок беспокойный и невозможно провести эндоскопию, то необходимо сделать хотя бы КТ или рентгенографию носоглотки. Без эндоскопии или рентгена врач не может адекватно оценить, что именно является причиной проблемы. Мозговая грыжа? Опухоль? Или все-таки это аденоиды? Эндоскопия носоглотки снимает такие вопросы.

Тревожные симптомы:
✓ Ребенок не дышит носом. Рот почти всегда приоткрыт.
✓ Частые заболевания: ОРЗ, грипп, простуда, бронхит, тонзилит, ларингит, ангина.
✓ Экссудативный средний отит – частые отиты, особенно гнойные могут являться следствием проблем с аденоидами.
✓ Синдром апное (храп с остановками дыхания во сне), когда ребенок как бы «замирает» на несколько мгновений.

Синдром апное у детей весьма опасен. Если есть частые гнойные отиты и есть «замирание» во сне – нужно по-прежнему удалять аденоиды хирургически. Если остановок дыхания во сне нет, то ребенка можно и нужно лечить консервативно.

✓ Неправильный прикус и скученность зубного ряда.
✓ Проблемы с дикцией.

Если есть хотя бы один из признаков, то следует обратиться к специалисту. А лучше всего – к нескольким. Междисциплинарный подход, когда врачи разных специальностей вместе решают одну проблему, в данном случае оптимален. Ребенка с ротовым дыханием обязательно должен посмотреть не только ЛОР, но и ортодонт. Очень часто требуется помощь логопеда.

Лечение аденоидов без операции: как это работает?

Нужно обратить внимание на форму челюстей. Верхняя челюсть и твердое небо – это и дно носа анатомически. Если челюсти сужаются – уменьшается объем носа и человек не может полноценно дышать.
После обследования врач подбирает для ребенка специальные съемные аппараты из медицинского силикона – миофункциональные ортодонтические трейнеры. На верхнюю и нижнюю челюсть. Весь период лечения (до полугода) ребенок должен спать с трейнерами и носить их днем в течение 1 часа, ежедневно. Кроме того, назначается дыхательная гимнастика, упражнения для околоротовых мышц и языка.
Трейнер постепенно, очень мягко, воздействует на челюсти и заставляет их принимать физиологически верное положение, стимулирует их рост и развитие. Улучшается проходимость воздуха по носовым ходам – воздух свободно циркулирует на вдохе и выдохе. В процессе такого лечения верхние дыхательные пути формируются правильно, увеличивается просвет верхних дыхательных путей в зоне глоточной миндалины. Дети перестают храпеть и начинают нормально дышать носом.

Ношение трейнеров в комплексе с дыхательными и мышечными упражнениями учат ребенка смыкать губы в покое, поскольку стимулируются тонус круговой мышцы лица и рефлекс смыкания губ. Ребенок привыкает к трейнеру в течение 10-14 дней. Упражнения занимают 5-10 минут, их легко запомнить и выполнять. Первые результаты становятся видимыми уже через 3-6 месяцев. Выражается это, прежде всего, в снижении частоты заболеваний ОРЗ, гриппом, отитами.

86% экссудативных отитов вылечиваются только ношением трейнеров и упражнениями. Это доказано. Не требуется никаких лекарств, физиотерапии, процедур и промываний.

Нужно отметить, что далеко не все ортодонты проводят лечение с помощью трейнеров и упражнений. На это есть несколько причин. Во-первых, нужно мотивировать ребенка, что не просто. Во-вторых, у ортодонтов есть и другие методы лечения неправильного прикуса, например, брекеты. Поэтому я рекомендую обращаться в многопрофильные центры, где специалисты работают сообща, не перетягивая «одеяло» на себя, а действуя в интересах пациента.

Иногда родители приводят к нам детей уже с направлением на операцию. Но после обследования мы выбираем консервативное лечение. В очень большом проценте случаев операция не нужна. Если аденоиды не полностью закрывают доступ воздуха и ребенок все-таки может дышать носом – можно выправить ситуацию без хирургического вмешательства.

Читайте также:
Пневматизация пазух носа: что это значит, причины и лечение

Если без операции не обойтись, то тоже бояться не нужно. Сегодня аденотомию проводят под общим обезболиванием с помощью эндоскопа и лазера. Лазерное излучение коагулирует сосуды, поэтому операция не такая «кровавая», как это было раньше. Вся операция длится 30 минут и ребенок в этот же вечер уходит домой. Нужен пресловутый «индивидуальный подход».
Несколько методов «домашней» диагностики.

Во время сна. Дождитесь, когда ребенок глубоко заснет. И понаблюдайте. Родителей своих маленьких пациентов я прошу делать 30-секундное видео и, затем оцениваю – частоту дыхания во сне, есть ли храп и остановки дыхания? Видеосъемку нужно делать таким образом, чтобы было видно губы – приоткрыты они или сомкнуты? Если рот приоткрыт на 1-2 миллиметра это уже ротовое дыхание. Уже нужно бить тревогу! Без таких наблюдений вы не сможете понять, есть ли апное у ребенка. С такой видеозаписью вашему лечащему врачу будет более понятна клиническая картина. Покажите ему видео.

Во время бодрствования. Обращайте внимание на ребенка, когда он сильно увлечен игрой: собирает конструктор, рисует. Смотрите, как он дышит. Приоткрыты ли у него губы? Когда ребенок глубоко занят, например, просмотром мультиков, и приоткрывает рот – это тоже сигнал о том, что есть слабость околоротовых мышц. И, значит, эти мышцы нужно тренировать. Иначе эта ситуация тоже может привести к увеличению аденоидов, изменению прикуса и другим серьезным проблемам. Рот должен быть прикрыт всегда, если мы не едим, не пьем и не разговариваем!

Как слышит ваш ребенок? До 10 лет ребенок, как правило, не жалуется на слух. Даже если плохо слышит. Обратите внимание, на какой громкости он смотрит мультики? Просит ли он включить погромче? Переспрашивает ли он? Бывает ли, что вы не можете достучаться до ребенка – он как будто вас не слышит? Снижение слуха – серьезный симптом, на который нужно обязательно обратить внимание как можно раньше.

Консультация для педагогов: «Играя, лечим! Дыхательная гимнастика»

  • Логоритмика (3)
  • Документация педагогов ДОУ (1)
  • Подготовка к школе детей логопедической группы (4)
  • Логопедические технологии в работе учителя – логопеда (2)
  • Дыхательная гимнастика (2)
  • Развитие фенематического слуха (3)
  • Работа по исправлению звукопроизношения (7)
  • Подготовка детей к школе (3)
  • Особенности развития детей имеющих речевые нарушения (5)
  • Логоневроз (2)
  • Развитие мелкой моторики (5)
  • Развитие речи (15)
  • Артикуляционная гимнастика (3)
  • Подготовка детей к обучению грамоте (5)

Консультация для педагогов: «Играя, лечим! Дыхательная гимнастика»

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого.

Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины обследуемых детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин. Установлена связь между способом дыхания и успехами обучения. От того правильно ли дышит ребенок, или нет,зависит его физическое и интеллектуальное развитие. На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания.

Отчасти это понятно: они ине очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже «неисправность»носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становиться таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, произношение, речь в целом. Ребенок начинае гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может возникнуть кариес. И это еще не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные вещества. Поэтому дети, котрые неправильно дышат, раздражительны, плаксивы и вялы. Поэтому очень важно научить детей правильному речевому дыханию.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддерживания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интанационной выразительности. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию речевого дыхания у детей- как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Правильное дыхание в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма. Люди которые плохо дышат, говорят, кричат и и поют не потому, что болеют, а потому, что неумеют правильно дышать. Научиться правильному дыханию можно с помощью дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика является прекрасным общеукрепляющим средством, а также просто жизненно необходима и преназначена всем людям при следующих патологиях:

  1. Неврозы и неврогенные заболевания:

-гипетония и другие заболевания сердечнососудистой системы;

– снятие нервного напряжения, головокружения, ощущения тяжести в голове;

  1. Астма и хронические заболевания бронхих и легких.
  2. Сахарный диабет и его осложнения.
  3. Потеря голоса.
  4. Пристрастие к никотину.

Дыхательная гимнастика оказывает парадоксальное воздействие на организм человека:

-положительно влияет на обменные прцессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и в легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-способствет рассасыванию воспалительных заболеваний, устранению местных застойных явлений;

-налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

-исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

-повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние больного.

Правильное дыхание, как уже говорилось, очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергитическая база для речевой системы. Дыханиевлияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. дыхательныеупражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание,а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Упражнения дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое время, в любые режимные моменты: на прогулке, во время утренней гимнастике, можно исползовать упражнения- как физминутки. А сделать упражнения интересными помогут стихи.

Читайте также:
Болезни горла и гортани: какие бывают (список), симптомы и лечение

Упражнения для формирования диафрагмального дыхания.

Упражнение «Надуй шарик».

Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот приэтом неиного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем:

Шарик лопнул- выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит педагог, а дети выполняют нужные действия.

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исжодное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

Упражнения для дифферениации носового и ротового дыхания.

Упражнение «Вдох- выдох».

Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений:

вдох через нос- выдох через нос,

вдох через рот- выдох через нос,

вдох через рот- выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Вдохнули ртом и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом.

Упражнение «Ветер дует».

Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко- (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть,

Я подую низко- (руки перед собой, присесть, и подуть,

Я подую далеко- (руки перед собой, наклон вперед, подуть,

Я подую близко- (руки положить на грудь и подуть на них).

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И кружаться над землёю

Выпоняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох.

Пила, пила пили живей,

Мы строим домик

Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны,

влево поворот- вдох, вправо- выдох.

Боком- боком, боком- боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом.

С барабаном ходит ежик

Не жалеет своих ножек.

Он играет целый день,

Он не знает слова- лень.

Упражнение «Петушок кричит».

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».

Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках,

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх,

Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок-

Упражнение «Пропеваем звуки».

Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе пропеваем гласные звуки:

Мы все весело играем,

Вместе звуки пропеваем.

Можно предложить детям поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот.

Игра «Колобок»

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку- теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.

Игра «Горох».

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку.

Игра «Задуй свечи».

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью я вдохну,

И все свечи потушу.

Свечи крышки от фломастеров. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает

Игра «Муравейник»

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

Выполнить муравейник из спичек, внутрь поместить картинку с изображением муравьев.

Игра «Акробат».

В цирк сейчас я поиграю,

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

Игра «Лодочки».

Дуть на лодочку из пенапласта.

Игра «Футбол».

Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

Игра «Горка».

Бегемот на горку сел,

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки.

Игра «Черепашки».

Очень слабы и малы.

Нужно очень постараться до воды помочь добраться.

Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха)Э поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.

Игра «Автомобили».

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться в перед.

Как нада ездить покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

Игра «Хорошая погода».

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь.

Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: