Суть метода волевой ликвидации глубокого дыхания с примерами дыхательной гимнастики по Бутейко

Суть метода волевой ликвидации глубокого дыхания с примерами дыхательной гимнастики по Бутейко

В предыдущем материале мы говорили о необходимости «перепрограммировать» себя на носовое дыхание для улучшения качества жизни и оздоровления организма.

В данной статье мы рассмотрим некоторые техники, позволяющие контролировать дыхание.

Но первое, с чего следует начать при обучении различным дыхательным техникам – научиться дышать носом.

Как это сделать? Первый шаг – необходимо осознать, как вы дышите, когда не спите. Тренируясь дышать носом во время бодрствования, вы обеспечиваете носовое дыхание и во время сна.
Клинические исследования показывают, что дыхание через рот во время сна приводит к храпу и ночному апноэ. Для формирования привычки дышать носом ночью можно использовать специальные приспособления, например наклейки на крылья носа, носовые трубки-расширители, повязки на нижнюю челюсть, каппы.

На самом деле, если вы дышите ртом в часы бодрствования, вы можете быть уверены на 100 %, что и во время сна вы дышите также.

Также следует оценить свою толерантность к углекислому газу.

Простой способ самооценки толерантности к углекислому газу был предложен советским ученым К.П. Бутейко. Константин Павлович обнаружил, что уровень углекислого газа в легких напрямую соотносится со способностью человека задерживать дыхание после нормального выдоха.

Как правильно проводится этот тест? Сядьте прямо, не скрещивая ноги, и дышите спокойно и ровно. Сделайте небольшой, тихий вдох и выдох через нос. После выдоха зажмите нос, чтобы не допустить попадания воздуха.
Запустите секундомер и задержите дыхание, пока не почувствуете первое определенное желание вздохнуть. Когда вы почувствуете первое желание сделать вдох, возобновите дыхание и отметьте время. При этом первый вдох должен быть спокойным и контролируемым через нос. Если у вас возникает ощущение, что необходимо сделать большой вдох, значит, задержка дыхания была для вас слишком долгий. Время, которое получается в результате, называется «контрольной паузой» и отражает чувствительность вашего тела к углекислому газу. Одновременно с контрольной паузой измеряется пульс.

Критерии для оценки следующие:

– контрольная пауза от 40 до 60 секунд и пульс меньше 70 ударов в минуту указывают на нормальный, здоровый характер дыхания и отличную физическую выносливость;

– контрольная пауза от 20 до 40 секунд и пульс 80 ударов в минуту указывают на легкое нарушение дыхания, умеренную толерантность к физическим нагрузкам и возможность возникновения проблем со здоровьем в будущем (большинство людей попадают в эту категорию). В этом случае для увеличения контрольной паузы необходимы физические упражнения. Можно начать с простой ходьбы с закрытой ноздрей. По мере того, как ваше время контрольной паузы будет увеличивается, можно начинать повышать нагрузки – бегать трусцой, ездить на велосипеде, плавать, заниматься тяжелой атлетикой или чем-то еще;

– контрольная пауза от 10 до 20 секунд и пульс 90 ударов в минуту указывают на значительное нарушение дыхания и плохую переносимость физических упражнений. При таких показателях рекомендуется тренировка носового дыхания и изменение образа жизни. Если контрольная пауза составляет менее 20 с, никогда не открывайте рот во время упражнений, так как ваше дыхание слишком нестабильно. Это особенно важно, если у вас астма;

– контрольная пауза менее 10 с – серьезное нарушение дыхания, очень плохая переносимость физической нагрузки и хронические проблемы со здоровьем. Такие показатели коррелируют с низкой терпимостью к углекислому газу. Чем короче контрольная пауза, тем легче вы будете задыхаться. Хорошей новостью является то, что вы будете чувствовать себя лучше и повышать свою выносливость с каждым пятисекундным увеличением контрольной паузы.

Метод Бутейко – метод волевой ликвидации глубокого дыхания, ВЛГД — методика дыхательных упражнений, исправляющих дыхание, в сторону его уменьшения, за счет мышечного расслабления. Дыхание должно быть плавным и медленным, без глубоких и частых вдохов. Сядете на стул и полностью расслабьтесь, взгляд поднимите немого выше линии глаз; расслабьте диафрагму и неглубоко дышите до появления чувства недостаточности воздуха в грудной клетке; продолжите дыхательные движения в таком темпе и не увеличивайте его в течение 10-14 минут; если появилось желание вдохнуть по глубже, то можно лишь немного увеличить глубину дыхания, но ни в коем случае всей грудью; при правильной тренировке вы ощутите в начале тепло по всему телу, потом появится чувство жара и непреодолимого желания вдохнуть глубже, с этим бороться нужно лишь путем расслабления диафрагмы; выходить из тренировки нужно постепенно, увеличивая глубину дыхания. Тренироваться таким образом необходимо не менее 3 часов в день, сначала в покое, затем в движении. В результате тренировки усилием воли уменьшается глубина вдоха, дыхание становится поверхностным.

Совет «дышать реже и поверхностнее» звучит как ужасная рекомендация. Однако следует учитывать, что большинство людей хронически перегружают свою дыхательную систему, дышат чаще и глубже, чем необходимо, что приводит к истощению запасов углекислого газа и хронической гипоксии.

Типичные характеристики чрезмерного дыхания включают в себя дыхание ртом, дыхание верхней частью грудной клетки (с поднятием плеч), периодические вздохи, заметное дыхание во время отдыха и большие вдохи перед разговором.

Клинические испытания с участием людей, страдающих бронхиальной астмой, показывают, что объем выдыхаемого ими воздуха составляет от 10 до 15 л/мин, у людей с хроническими сердечными заболеваниями этот объем составляет от 15 до 18 л/мин, при норме у здорового человека 4-7 л/мин (то есть 12-14 дыхательных движений в минуту).

Это позволяет сделать вывод, что более редкое дыхание можно рассматривать как признак лучшего здоровья. И наоборот, чем чаще вы дышите, тем больше вероятность того, что у вас возникнут серьезные проблемы со здоровьем.

Более того, если вы дышите через рот днем, то вероятность, что вы делаете это и ночью, чрезвычайно высока. Дыхание во сне через рот может привести к обезвоживанию, храпу и ночному апноэ.

Читайте также:
Можно ли избавиться от пробки в ухе в домашних условиях

Дыхание ртом связано также и с рядом других проблем со здоровьем, такими как бронхиальная астма и астма физического напряжения; неправильное развитие лица (дети, которые дышат ртом, имеют тенденцию к развитию более длинных лиц с измененными структурами челюсти, то есть нарушается и прикус); изменения в ротовой полости из-за высушивания и недостатка слюны (это приводит к увеличению количества болезнетворных бактерий в ротовой полости и снижению защитной функции); обезвоживание (в результате происходит сужение дыхательных путей и затрудняется носовое дыхание, создавая порочный круг).

Чтобы минимизировать эти и другие возможные проблемы, связанные с дыханием, необходимо стараться дышать более поверхностно, и это происходит автоматически, когда вы переходите от дыхания через рот к носовому.

Помните, что чем глубже и быстрее вы дышите, тем сильнее будут сужаться кровеносные сосуды и тем меньше кислорода будет поступать к органам и тканям.
Дыхание через нос замедляет и нормализует число дыхательных движений, тем самым улучшая насыщение кислородом. Носовое дыхание также оказывает успокаивающее действие, поскольку при таком дыхании активизируется парасимпатическая нервная система.

Вот один из методов, который поможет вам регулировать свое дыхание, что позволит снизить уровень стресса, понизить артериальное давление, уменьшить заложенность носа. Сначала вы можете ощутить небольшую нехватку воздуха, но это ощущение не должно быть чрезмерным. Если вам становится некомфортно, сделайте перерыв на 15 секунд, а затем продолжайте.

Положите одну руку на грудь, а другую на живот; почувствуйте движение живота при каждом вдохе, в то время грудь остается неподвижной.
Закройте рот и вдохните и выдохните через нос. Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Медленно уменьшайте громкость каждого вдоха до такой степени, чтобы создалось ощущение, что вы почти не дышите (вы заметите, что ваше дыхание становится очень тихим в этот момент). Главное здесь – развить у себя легкую гипоксию. Это означает, что в вашей крови будет происходить накопление углекислого газа, что подаст сигнал мозгу о необходимости дышать.

После трех или четырех минут в таком режиме можно почувствовать положительные эффекты накопления углекислого газа, такие как повышение температуры тела (признак улучшения кровообращения) и увеличение слюноотделения (признак активации парасимпатической системы, что важно для снижения стресса).

Довольно часто встречается такой неправильный тип дыхания, как грудное (или вертикальное) дыхание. При таком типе дыхания на вдохе вверх поднимаются грудь и плечи. Этот вид дыхания фактически активизирует симпатический отдел нервной системы, сигнализируя, что человек находится в состоянии стресса.

При правильном дыхании плечи остаются неподвижными, верхняя часть грудной клетки не расширяется, дыхательные движения происходят на уровне живота. Это горизонтальное дыхание. Сначала может быть довольно трудно сделать правильный вдох, так как живот и диафрагма могут находиться в напряжении. Однако необходимо стараться научиться использовать диафрагму и межреберные мышцы для дыхания, ведь это позволит делать более полные вдохи и выдохи. Также можно научиться более полному выдоху (когда выдох немного длиннее вдоха), используя диафрагму, чтобы «выдавить» воздух из легких. При этом живот «прилипает» к спине.

Еще один метод («4-7-8») можно использовать для снижения уровня стресса. При дыхании по этому методу происходит активация парасимпатической нервной системы, что приводит к расслаблению.

Сядьте прямо, приложите кончик языка к задней части верхних зубов и держите язык в таком положении в течение всего процесса. Начинайте считать, на счете 4 сделайте спокойный тихий вдох через нос. На счет 7 задержите дыхание. Выдохните через рот до счета 8, издав слышимый звук. Это завершает один полный вдох. Ваш выдох должен быть вдове длиннее вдоха. Повторите цикл еще три раза, всего четыре вдоха. Это упражнение можно выполнять так часто, как хотите в течение дня, но рекомендуется не делать более четырех полных вдохов в течение первого месяца практики. Такое дыхание работает как естественное успокоительное для нервной системы.

Терапевты рекомендуют делать дыхательные упражнения регулярно в течение дня, в перерывах или между разными видами деятельности. Это может быть просто спокойное дыхание или «метод 365»: трижды в день дышать с ритмом шести циклов в минуту (пять секунд вдох, пять секунд выдох) в течение пяти минут. Делать это необходимо ежедневно, 365 дней в году.
Помимо уже упомянутых методов, есть и другие. Вот несколько дополнительных техник дыхания, которые благотворно влияют на здоровье.

Нади Шуддхи (альтернативное дыхание через ноздрю) – большим пальцем правой руки закройте правую ноздрю и вдохните через левую ноздрю. Закрыв левую ноздрю, выдохните через правую, после чего следует сделать вдох через правую ноздрю. Закрыв правую ноздрю, выдохните через левую ноздрю. Это один цикл. Таких циклов можно сделать столько, сколько вы хотите.

Surya Anuloma Viloma (дыхание через правую ноздрю). В этой технике левая ноздря закрывается, вдох и выдох выполняются через правую ноздрю. Темп дыхания обычный.

Chandra Anuloma Viloma (дыхание через левую ноздрю). Аналогична предыдущей технике, но вдох и выдох происходят через левую ноздрю, правая ноздря закрыта.

Сурья Бхедана. При этом методе закрываем левую ноздрю, вдыхаем воздух через правую ноздрю. В конце вдоха закрываем правую ноздрю и выдыхаем воздух через левую ноздрю. Это один цикл. Повторять можно по своему желанию.

Бхрамари. При этом методе после полного вдоха, закрыв уши указательными пальцами, необходимо выдохнуть, издав мягкий жужжащий звук, похожий на звук пчелы.

Техники контролируемого дыхания не только улучшают здоровье, повышают устойчивость к стрессу, но и препятствуют накоплению физического напряжения.

Читайте также:
Восстановить обоняние и вкус, которое пропало при насморке: домашние методы, профилактика потери

Следите за своим дыханием и будьте здоровы!

Суть метода волевой ликвидации глубокого дыхания с примерами дыхательной гимнастики по Бутейко

К.П.Бутейко, семинар для специалистов, г.Москва, 1990г., рукопись

Научное открытие

В 1952 году К.П.Бутейко, врач, ученый и физиолог делает научное открытие и заявляет о существовании болезни глубокого дыхания.

Глубокое дыхание (по К. П. Бутейко) (гипервентиляция легких, альвеолярная гипервентиляция) — распространенное и опасное изменение функции внешнего дыхания, характеризующееся увеличением минутного объема дыхания при неизменной активности метаболизма и альвеолярной гипокапнией, что приводит к нарушению дыхательного гомеостаза, а при хронической форме – к возникновению болезни глубокого дыхания, клиническое проявление которой зависит от типа компенсаторных реакций функциональных систем организма, призванных противостоять глубокому дыханию, и может выглядеть как бронхиальная астма, аллергия, гипертония и прочее.

Болезнь глубокого дыхания (по Бутейко) — клинические проявления гомеостатических и компенсаторных реакций функциональных систем различного уровня, в первую очередь системы дыхания, которые формируются при нарушении дыхательного гомеостаза и способны самостоятельно устраняться по мере нормализации соответствующих констант. А также проявления заболеваний, возникших в результате последовательного нарушения функции дыхания, обмена веществ и иммунитета по причине отсутствия или недостаточности указанных механизмов, призванных компенсировать воздействие глубокого дыхания (хронической гипервентиляции легких) на организм.

Примерами гомеостатических реакций могут служить бронхоспазм и артериальная гипертензия, обусловленная периферическим ангиоспазмом, которые способны самостоятельно устраняться при нормализации дыхательного гомеостаза, что клинически приводит к выздоровлению.

Подобные заболевания в начале своего развития основаны на функциональных изменениях, поэтому их лечение не вызывает сложностей.

Недостаточная эффективность этих механизмов или их устранение с помощью лекарственного лечения приводит к органическим повреждениям, в данном примере это развитие эмфиземы легких и пневмосклероза, что затрудняет терапию и возможное выздоровление.

Словарь терминов

Болезнь — состояние организма, при котором жизненно важные константы вышли за границы нормы и имеют место нарушения в работе функциональной системы, которая их поддерживает. Чем дальше от нормального уровня сместились константы, тем тяжелее болезнь.

Константа — величина, значение которое не меняется.

Гомеостаз (др.-греч. «одинаковый», «неподвижность») — способность открытой системы сохранять постоянство внутренней среды за счет равновесия между возмущающим воздействием и ответной стабилизирующей реакцией организма, что позволяет поддерживать константы (температуры, кислорода, СО2, солей и проч.) в пределах нормы и в очень жестких рамках.

Функциональная система дыхания — самоорганизующийся и саморегулирующийся комплекс отдельных компонентов, который имеет задачу поддержания оптимального для метаболизма уровня кислорода (рО2), углекислого газа (рСО2), кислотно-щелочного равновесия (рН).

«В процессе эволюции изменялись условия внешней среды и формировались функциональные физиологические системы, которые обеспечивали поддержание констант в пределах нормы. Так, например, для поддержания в клетке таких жизненно важных констант, как кислород (О2) и углекислота (СО2), сформировалась сложная функциональная система дыхания. Вначале дыхание осуществлялось путем простой диффузии газов через оболочку одноклеточного организма. По мере образования многоклеточных организмов возникла необходимость переносить газы от поверхностных слоев тела во внутренние участки. В частности, для этой цели образовалась система крови и кровообращения как транспортный участок функциональной системы дыхания. И только позже, по мере дальнейшего усложнения структур и функций организма, сформировалась функциональная система внешнего дыхания, обеспечивающая вентиляцию альвеол легких, соприкасающихся с кровью.

Конечной целью всей системы дыхания является поддержание О2 и СО2 в клетках и тканях на нормальном уровне. Дыхательный гомеостаз — это постоянство газового состава крови и тканей».

Теория функциональных систем организма была разработана академиками Российской Академии медицинских наук (РАМН) П.К.Анохиным К.В.Судаковым.

Лечение — процесс возврата констант к норме путем воздействия непосредственно на константу или на недостаточно работающую функциональную систему, ответственную за поддержание этой константы в пределах нормы.

Изобретение

К. П. Бутейко изобретает способ лечения для болезни глубокого дыхания — это волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД). Способ становится известен как метод Бутейко.

Графическая запись дыхания показывает, что хроническая форма альвеолярной гипервентиляции осуществляется за счет увеличения глубины дыхания при незначительном изменении его частоты, поэтому К. П. Бутейко для обозначения хронической гипервентиляции легких предложил использовать словосочетание глубокое дыхание, а в качестве способа лечения предложил использовать уменьшение глубины дыхания.

Нарушение дыхательного гомеостаза в результате глубокого дыхания является причиной поэтапного развития соответствующих стабилизирующих реакций (спазм бронхов, спазм сосудов, увеличение холестерина и другие) и компенсаторных реакций функциональных систем разного уровня, в первую очередь — функциональной системы дыхания (бронхиальная обструкция, артериальная гипертензия и другие), что клинически проявляется в виде соответствующих заболеваний — бронхиальной астмы, гипертонии, атеросклероза, ишемической болезни сердца. Нарушение дыхательного гомеостаза при отсутствии или снижении эффективности в результате лекарственного лечения стабилизирующих и компенсаторных реакций является причиной нарушений обмена веществ и иммунитета с развитием различных заболеваний — от избыточного веса и диабета до онкологии.

Уменьшение глубины дыхания и частичная нормализация рСО2 до 32 мм рт. ст., что соответствует максимальной паузе примерно 25 секунд, позволяет избавиться от ярких симптомов заболеваний и часто отказаться от лекарственного лечения по причине отсутствия необходимости, а также осуществлять эффективную профилактику обострений или их развития в группах риска. Показатель альвеолярного рСО2 40 мм рт. ст., что соответствует максимальной паузе примерно 45 секунд, позволяет перевести заболевание в длительную ремиссию (выздоровление).

Словарь терминов

Максимальная пауза – продолжительность произвольной остановки дыхания после выдоха без волевого усилия, измеряется в секундах, позволяет измерять альвеолярный СО2 (рСО2) и оценивать степень легочной гипервентиляции. Применяется для оценки эффективности нормализации дыхания.

На практике успех лечения во многом зависит от индивидуальной чувствительности пациента к собственному дыханию, поэтому Л. Д. Бутейко предложила следующее определение: «Метод Бутейко — это умение понимать, чувствовать и знать собственное дыхание с целью осознанного его изменения».

Читайте также:
Стрептококк вириданс: что за бактерия, какие инфекции вызывает, диагностика и лечение streptococcus viridans

Устранение глубокого дыхания и альвеолярной гипокапнии до значений рСО2А выше 32 мм рт. ст., что соответствует максимальной паузе примерно 25 секунд, позволяет избавиться от ярких симптомов заболевания и существенно уменьшить или отменить лекарственное лечение.

Что такое здоровье?

С точки зрения медицинской науки здоровье – это такое состояние организма, при котором все ключевые физиологические константы находятся в пределах нормы.
Отклонение константы от нормы включает компенсаторные механизмы, которые нормализуют константу, или организм погибает.
Функциональная система дыхания обеспечивает поддержание констант по кислороду (О2) и углекислому газу (СО2), отклонение от нормы которых включает компенсаторные реакции – бронхиальную обструкцию или артериальную гипертензию, избавиться от которых невозможно, пока не будут нормализованы константы по О2 и СО2.

Метод Бутейко – это фундаментальное научное открытие и изобретение в области медицины, а сегодня – это передовая медицинская технология, основанная на сложной поэтапной безлекарственной нормализации функции дыхания, что позволяет успешно бороться с такими заболеваниями, как бронхиальная астма, аллергия, высокое артериальное давление, высокий холестерин и многими другими.

Метод Бутейко, дыхание по Бутейко — это лечебная программа, основанная на принципе постепенного уменьшения глубины дыхания до нормы, что позволяет нормализовать дыхательный гомеостаз и успешно лечить большую группу болезней глубокого дыхания, возникших в результате действия гомеостатических и компенсаторных реакций функциональных систем различных уровней или в результате отсутствия или недостаточности этих механизмов.

Лечебный принцип метода Бутейко — постепенное уменьшение глубины дыхания до нормы. Позволяет нормализовать дыхательный гомеостаз и устранить компенсаторные реакции соответствующих функциональных систем, такие как бронхиальная обструкция, спазм сосудов, высокий холестерин, что почти всегда приводит к выздоровлению.

Заболевания, которые возникли как гомеостатические и компенсаторные реакции функциональных систем и в основе которых лежат функциональные, а не органические изменения, излечиваются полностью по мере нормализации соответствующих констант.

Возможность излечения заболеваний, возникших в результате отсутствия или недостаточности компенсаторных механизмов, ограничена объемом органических повреждений отдельных органов или систем органов.

Авторские права

Метод Бутейко® (патент №1067640, №1593627, №2245171), товарный знак БУТЕЙКО (№367700), BUTEYKO (№379371) зарегистрированы в Государственном реестре изобретений РФ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ (1983, 1986, 1991, 2004, 2007, 2008гг.)

Международная регистрация BUTEYKO (WIPO 1009432) произведена в 2009г.

История научного открытия
Некоторые научные работы К.П.Бутейко

I. Государственные клинические исследования показали, что метод Бутейко©, зарегистрированный как научное изобретение в области медицины, оказывает значительное влияние на здоровье человека, поэтому использование метода Бутейко в любой его части возможно исключительно после специального обучения и получения Сертификата специалиста .

Общеизвестно, например, что в медицине разрешением на профессиональную деятельность является не диплом медицинского университета сам по себе, а Сертификат специалиста, выдаваемый после соответствующего обучения и подтверждения квалификации каждые 1-3-5 лет в зависимости от медицинской специальности врача.

II. Обратите внимание, что любые Дипломы, Сертификаты и подобное, срок выдачи которых превышает один год, являются историческим артефактом, музейной ценностью и не являются подтверждением квалификации специалиста.

III. Пожалуйста, убедитесь, что автор любой публикации или видеоуроков о методе Бутейко имеет действующий Сертификат специалиста по методу Бутейко , а сам материал содержит на первой странице Предисловие правообладателей или Согласие на публикацию , в противном случае вы получите набор чепухи, нелепостей и заблуждений, что представляет прямую угрозу для Вашего здоровья.

Суть метода волевой ликвидации глубокого дыхания с примерами дыхательной гимнастики по Бутейко

Болезни легких являются одной из частых причин смертности россиян. В ситуации с новым коронавирусом опять страдают уязвимые легкие. Пневмония, вызванная коронавирусом, классифицируется, как внебольничная, но нетипичная. Всё потому, что причиной болезни становится не бактерия Streptococcus pneumoniae, а вирус SARS-CoV-2 и уже после присоединившийся к нему нетипичный бактериальный агент. Конечно, вирусная пневмония встречалась и ранее, например, при гриппе. Такой диагноз ставили 1 из 15 человек с воспалением лёгких. Часто это заболевание встречалось у детей и пожилых людей. В свою очередь из-за коронавируса воспаление лёгких диагностируется, как мы и говорили у каждого 5 заражённого или если в перерасчёте на пациентов, попавших в стационар, – у 95% из 100%.

Какие особенности клинической картины отмечаются при коронавирусе?

Коронавирусная пневмония опасна потому, что это воспаление легких, которое имеет странность протекать бессимптомно.

Более того, нет зависимости от возраста и тем более сезона, а течение патологического процесса приводит в большинстве случаев не к одностороннему, а к двустороннему поражению лёгких. Достоверно пневмонию при коронавирусе можно диагностировать только при проведении компьютерной томографии, которая имеет в данном случае максимальную эффективность.

В момент, когда начинается вирусное поражение лёгочной ткани человек ощущает озноб и, самое главное, чувство нарастающей боли в грудной клетке и одышку, ограничивающую полноценный вдох. Нарастающая дыхательная недостаточность визуально проявляется синюшностью носогубной зоны, а там, где дислоцировано поражение альвеол – болят лёгкие.

Какая при этом может быть температура или через сколько дней она появляется? У большинства пациентов сразу наблюдается резкий скачок температуры до 38,5-40°C. А бывает ли при ковиде пневмония без температуры? Да, такие случаи тоже не являются редкостью, чем и затрудняется её диагностика. Есть ли кашель и на какой день он возникает? После того, как патоген осел на слизистых верхних дыхательных путей, где произошла его репликация, он минует иммунную защиту и в короткие сроки внедряется в альвеолярные эпителиальные клетки, опускаясь в лёгкие. Однако статистикой отмечается, что вирусное воспаление лёгких без кашля протекает чаще не у взрослого населения, а у пожилого.

Таким образом развитие пневмонии при коронавирусе происходит на 3-5 день, а своего максимума достигает уже на 6-8 день от момента заражения.

Читайте также:
Грудной эликсир для детей: как принимать препарат от кашля, инструкция по применению

Реабилитационные мероприятия при коронавирусной пневмонии.

Восстановятся ли лёгкие во многом зависит от самого человека и его ответственности. Поэтому, когда болезнь отступила, главным является восстановление и всё, что с ним связано. После коронавируса и пневмонии человек ослаблен и проблемы с дыханием могут ощущаться ещё несколько месяцев. На это время с целью скорейшего устранения остаточных проявлений болезни и противодействия развитию последствий ковид и пневмонии в виде фиброза лёгких, врачи дают клинические рекомендации по восстановлению. В связи с этим то, как надо восстанавливаться после ковида с пневмонией будет определяться для каждого переболевшего индивидуально и на основании его возраста, формы течения заболевания и степени поражения лёгких. Пациент проводит реабилитацию под контролем не только лечащего врача, но самостоятельно и в домашних условиях, а именно выполняет упражнения для тренировки дыхания, укрепления мускулатуры диафрагмы и грудной клетки по методу А.Н. Стрельниковой или методу волевой ликвидации глубокого дыхания Бутейко. После пневмонии на фоне коронавируса восстановиться лёгким помогают ещё и дыхательные тренажёры. Также важно помнить о здоровом сне и питании. Сон и рацион должны быть полноценными. Продолжительность сна должна быть не менее 7–8 часов, а в еде следует отдавать предпочтение блюдам, богатым витаминами, жирами растительного и животного происхождения. В целом восстановление лёгких занимает от 4 недель до полугода.

И многих беспокоит вопрос, а можно ли заниматься спортом в этот период? Первое время выздоровевшему будет вполне достаточно реабилитационной программы, где физические упражнения будут занимать 20–30 минут в день не менее 5 раз в неделю. Очень важно ежедневно гулять – уделяйте этому от получаса до двух часов в день. Не забывайте, что после любого острого заболевания, которое сопровождалось повреждением лёгочной ткани, физические нагрузки нужно увеличивать постепенно.

Основа профилактики коронавирусной пневмонии – это защита от заражения инфекцией. В акцинация от COVID -19 рекомендована всем, кто еще не переболел, а тем, кто перенес заболевание, прививку нужно сделать через полгода после выздоровления . Кроме того, важно соблюдение всех рекомендаций по профилактике заражения:

  • ношение защитной маски и перчаток в общественных местах, которые должны сменяться каждые 2 часа;
  • соблюдение правил личной гигиены (мыть руки с мылом, обрабатывают спиртсодержащим кожным антисептиком или спиртом, если лицо не было защищено, то его протирают тампоном, смоченным 70%-м этиловым спиртом);
  • использовать одноразовые салфетки при чихании и кашле, прикасаться к лицу только чистыми салфетками или вымытыми руками, орошение слизистой оболочки полости носа изотоническим раствором хлорида натрия, обеспечивает снижение числа как вирусных, так бактериальных возбудителей инфекционных заболеваний.);
  • самоизоляция для групп риска;
  • избегание контакта с заболевшими;
  • проведение дезинфекционных мероприятий;
  • ведение здорового образа жизни, рациональное питание, отказ от вредных привычек.
  • соблюдение дистанции от 1,5 до 2 метров;
  • своевременное обращение в лечебные учреждения за медицинской помощью в случае появления симптомов острой респираторной инфекции является одним из ключевых факторов профилактики осложнений.

Юдина В. В., врач-терапевт первой квалификационной категории Приемного отделения ГБУ РО ОКБ им. Н. А. Семашко

Афонина Н.Е. – Диафрагмальное дыхание

Рубрика «Статья номера»

Диафрагмальное дыхание, как метод саморегуляции и способ коррекции психоэмоциональных и функциональных состояний человека

Афонина Наталья Евгеньевна — врач-психотерапевт высшей категории Центра консультативно-поликлинической помощи Александро-Мариинской областной клинической больницы. г. Астрахань

В статье рассматривается актуальный в практике метод саморегуляции и способ коррекции при невротических и психосоматических расстройствах, при стрессах; результаты применения, взаимосвязь дыхания с психологическим состоянием, нервная, гуморальная, произвольная регуляция дыхания, эмоциональное воздействие на них.

Ключевые слова: нервная и гуморальная регуляция дыхания, техника диафрагмального дыхания, использование в практике, результаты.

Введение.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающих непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Дыхание играет очень важную роль в присутствии «здесь и сейчас», выполняет функцию «заземления», помогая нам вернуться в реальность, ощутить себя в настоящем и осмыслить происходящее, благодаря тому, что мы обращаемся к дыханию как к некой опоре, тому, что стабильно присутствует в нас как подтверждение факта существования. Особенно это важно в ситуациях растерянности и неопределенности, когда страшно и тревожно. Если рассматривать процесс дыхания как присутствие в ситуации, в реальности и проявлении себя, то задержка дыхания может рассматриваться как физиологическое отражение «психологического небытия» — не быть, не присутствовать, превратиться в маленькую незаметную точку. Дыхание помогает присутствовать не только нашему «я», но и различным переживаниям, травматическому опыту, обычно подавленному и вытесняемому из поля осознаваемого. Оно не только является физиологической функцией нашего организма, но и тесно связано с психологическим состоянием.

ДЫХАНИЕ ↔ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.

Наше состояние сразу же отражается в том, как мы дышим. Печаль, гнев, тревога, страх характеризуются учащением дыхания, в состоянии покоя и отдыха дыхание становится реже и глубже. Значительную роль в психологическом состоянии играет диафрагма. Такие эмоции, как гнев и страх влияют на тонус диафрагмы, вызывая ее напряжение. Напряженная диафрагма начинает функционировать в измененном режиме, это напряжение препятствует осуществлению глубокого вдоха и выдоха — дыхание становится поверхностным. При длительном подавлении страха и гнева напряжение диафрагмы становится хроническим и процесс дыхания существенно нарушается.

Деятельность органов дыхания регулируется нервной системой — ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре имеются центр вдоха и центр выдоха. Одни дыхательные нейроны активны во время вдоха, их называют инспираторными. Другие — экспираторные, наоборот, возбуждаются при выдохе. Эти нейроны генерируют импульсацию, которая через эфферентные системы управляет сокращением дыхательных мышц.

Во время вдоха в дыхательный центр по волокнам блуждающих нервов поступают импульсы от рецепторов растяжения, находящихся в легких. При достижении легкими определенного объема эта импульсация тормозит клетки дыхательного центра, возбуждение которых вызывает вдох. Центр вдоха посылает импульсы к мышцам груди и к диафрагме, стимулируя их сокращение. Это сокращение приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух уходит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются механорецепторы, расположенные в стенках легких, они посылают импульсы в мозг — центр вдоха. Чем больше растянуты легкие во время вдоха, тем сильнее раздражаются эти рецепторы, способствуя обрыву, прекращению вдоха и переходу к выдоху. Кроме механических рецепторов рефлекторная регуляция дыхания также осуществляется с помощью химических (кароидное тело) рецепторов: при дефиците углекислого газа в крови нарушается кислотно-щелочное равновесие. Сдвиг PH в кислую сторону приводит к увеличению легочной вентиляции, сдвиг в щелочную — к ее уменьшению.

Читайте также:
Ночной кашель: чем прекратить приступ ночью, как остановить сухой кашель у взрослого или ребенка?

Периферическим звеном регуляции дыхания является вегетативная нервная система, состоящая из симпатического и парасимпатического отделов. Она очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Печаль, гнев, тревога, страх, апатия — эти чувства вызывают изменения функционирования органов, находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Например, внезапный испуг заставляет сильнее биться сердце, дыхание становится более частым. Во время сна дыхание становится реже, а при интенсивной работе учащается. Кроме того, в зависимости от изменения потребности организма в кислороде, резко меняется и глубина дыхания. Нервная и гуморальная регуляция дыхания обеспечивает согласованную деятельность дыхательных мышц и ритмичную смену актов вдохов и выдохов. Дыхание — одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Возможность произвольной регуляции дыханием обусловлена участием дыхательных мышц, и управление дыханием — обучение способу управления дыхательными мышцами. Конкретное манипулирование в дыхательной деятельности, благодаря ее произвольности, является тем методом, который конкретно моделирует паттерн, необходимый для выздоровления.

Регуляция дыхания является самым древним из всех методов при борьбе со стрессом и чрезмерным напряжением. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению общей релаксации.

Диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции психоэмоционального состояния. По многочисленным исследованиям это наиболее оптимальное, наиболее эффективное, самое глубокое из всех типов дыхания для человека. Оно позволяет сформировать оптимальное функциональное состояние за счет наиболее полного насыщения кислородом большего количества крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания, характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, снижает избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза.

Метод.

Техника диафрагмального дыхания сопряжена с определенными двигательными навыками и, хотя диафрагмальное дыхание является естественным, природно-обусловленным типом, приходиться заново осваивать его азы. При таком дыхании активно и естественным образом работает диафрагма и визуально наблюдается движение брюшной стенки (на вдохе — вверх, на выдохе — вниз), как будто «дышим животом».

Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла, или лежа, руки вдоль туловища.

  1. Вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом (живот надувается).
  2. Выдох плавный, удлиненный, медленный, осуществляется через рот, через слегка сомкнутые губы, брюшная стенка втягивается, а воздух будто выталкивается животом, с полным мышечным расслаблением.

На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.

Соотношение длительности фаз вдоха и выдоха для диафрагмального дыхания составляет 1:2, для диафрагмально-релаксационного — 1:3. Эти соотношения соответствуют в большей степени состоянию расслабленности, покоя. Урежение и углубление дыхания (не менее 8-10 дыхательных движений) — «медленный» паттерн дыхания оптимизирует процесс внутрилегочной диффузии, снижает расход энергии на большую работу вентиляционного аппарата. Ритм дыхания индивидуален, создает чувство комфортного дыхания, позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и достигать состояния общей релаксации.

Практическое наблюдение. Результаты.

Среди обратившихся за помощью — большое количество пациентов, у которых под действием разнообразных психических факторов нарушилась нормальная программа управления дыханием. Основные превалирующие над другими жалобы на нарушение дыхания: удушье, спазмы в горле, «ком» в горле, нехватка воздуха, препятствие прохождения воздуха, глубокие вздохи воздуха, сжатие и боли в груди. Одновременно с этим — паника, страх удушья, смерти, мрачные предчувствия, нервная дрожь, нервозность, раздражительность, учащенное сердцебиение, колебания артериального давления резкими скачками, нарушение сна, концентрации внимания, воспоминания и проигрывание пережитых психотравмирующих ситуаций, боязнь находиться в замкнутых пространствах, колебания настроения, тенденция к его снижению. Чрезмерный контроль над физическими параметрами: неоднократные многочисленные измерения артериального давления, пульса, обращения к врачам-специалистам разного профиля, исследования. Так, в ходе консультирования таких пациентов за 2016 год у них были выявлены следующие расстройства:

  • Паническое расстройство — 28 человек;
  • Конверсионное расстройство — 27 человек;
  • Острая реакция на стресс — 16 человек;
  • Тревожное невротическое расстройство — 26 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 28 человек;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 47 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 43 человека,

это около 40% от всех обратившихся.

Пример: пациентка 20 лет, предъявляет жалобы на нарушения дыхания, спазмы, «ком» в горле, нехватку воздуха, «онемение» в лице, нервозность, раздражительность, обидчивость, колебания настроения, прогрессирующую потерю веса при нормальном обычном приеме пищи, нарушение сна, непреодолимое беспокойство и боязнь за состояние здоровья, наличие экстремальных состояний при полном отсутствии какой-либо соматической патологии, что было подтверждено всеми исследованиями и заключениями узких специалистов. Выясняется, что расстройство — психогенно обусловленное, развилось в результате конфликтных межличностных отношений в семье за 2 года, усиление симптомов произошло месяцы назад на фоне психоэмоционального напряжения и конфликта на работе. Применялось комплексное психотерапевтическое лечение с активным применением метода саморегуляции дыхания, в последующем — самостоятельное применение данного метода пациенткой. В результате двухнедельного лечения нормализовалось дыхание, исчезло беспокоящее пациентку «онемение» в лице, улучшилось настроение, пациентка убедилась в отсутствии опасности для здоровья, улучшился аппетит и усвоение пищи, пациентка стала прибавлять в весе, осознала невротический конфликт, изменила отношение к себе и своему здоровью, взаимоотношениям в семье. Применение метода саморегуляции дыхания позволяет расстройствам не возобновляться в ситуациях психоэмоционального напряжения.

Читайте также:
Фарингит: как лечить у взрослого хронический фарингит в домашних условиях быстро, лечение народными средствами

Получая комплексную терапию: рациональную, личностно-ориентированную, поведенческую, суггестию наяву, гипнотерапию, медикаментозную, пациенты одновременно обучались навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания. Через 2 недели такого лечения получены результаты: прекращение приступов удушья, спазмов в горле, восстановление нормального паттерна дыхания, нормализация АД, пульса, ослабление и исчезновение боязни и страхов, нормализация сна, уменьшения эмоционального напряжения. Пациенты быстрее отвлеклись от источника стресса, восстановилось рациональное мышление.

  • Паническое расстройство — 24 человека;
  • Конверсионное расстройство — 23 человека;
  • Острая реакция на стресс — 15 человек;
  • Тревожное невротическое расстройство — 10 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 2 человека;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 30 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 20 человек.
  • Паническое расстройство — 4 человека;
  • Конверсионное расстройство — 4 человека;
  • Острая реакция на стресс — 2 человека;
  • Тревожное невротическое расстройство — 15 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 2 человека;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 12 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 12 человек.

Вывод.

Методика обучения диафрагмальному, диафрагмально-релаксационному дыханию эффективна в комплексе психотерапевтического лечения при невротических и психосоматических заболеваниях и необходима в указанных выше случаях. Обучение пациентов диафрагмальному дыханию в результате занятий:

  • Вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • Сформировывает оптимальное функциональное состояние;
  • Позволяет корректировать психоэмоциональное состояние;
  • Активирует резервные возможности организма.

Владения такими навыками полезны любому человеку для оздоровления, а именно: повышение стрессоустойчивости, улучшение своего физиологического состояния, активации резервных возможностей организма.

Литература:

  1. Карварсарский Б.Д., «Психотерапевтическая энциклопедия», г. Санкт — Петербург, 1998 г.;
  2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С., «Психопрофилактика стрессов» М.: Изд-во Москв. ун-та, 1993 г.;
  3. Лутэ В., «Аутогенная тренировка с применением обратной связи» в кн. «Психическая саморегуляция», г. Алма-Ата, 1974 г.;
  4. Мягков И.Ф., «Психотерапия», М., 1967 г.;
  5. Методические рекомендации НПФ «Амалтея» — «Обучение навыкам саморегуляции на основе метода биологической обратной связи (БОС)», г. Санкт-Петербург, 2012 г.

Дыхательная гимнастика

Автор: Evdokimenko · Опубликовано 10.12.2019 · Обновлено 26.03.2020

Специальные упражнения для лечения гипертонии и аритмии

Дыхательная гимнастика — великолепный метод борьбы с повышенным давлением и аритмией. Правильно подобранный комплекс дыхательных упражнений поможет успокоить нервную систему, восстановить нормальную работу сердечно-сосудистой системы, а в ряде случаев даже окажет помощь в борьбе с хронической бессонницей.

Много времени такое лечение у вас не отнимет. На все 3 лечебных упражнения вам потребуется не больше 5–10 минут в день.

Только хочу предупредить тех читателей, кто ждет от занятий моментальных чудес: не всё сразу! Вы должны понимать, что вылечить за несколько дней запущенную аритмию или гипертонию с помощью одних лишь дыхательных упражнений вам вряд ли удастся.
Потребуется время и некоторое усердие — эти упражнения хорошо снижают повышенное давление и восстанавливают сердечный ритм только при регулярности занятий.

Наблюдение доктора Евдокименко.
Поначалу моим пациентам удается снижать давление с помощью этих упражнений только на 10–20 единиц (мм рт.ст.) за один подход. Но после двух-трех недель тренировок результаты становятся лучше. Многим моим пациентам удается снижать давление на 30–40 единиц за один подход.
Вообще, если вы проявите терпение и будете выполнять эти упражнения каждый день, ваша нервная система станет гораздо более устойчивой, давление стабилизируется и перестанет подскакивать. Колебания давления вверх-вниз будут гораздо слабее. Ритм сердца постепенно тоже стабилизируется.

Чтобы добиться нужного результата, необходимо делать специальные упражнения по задержке дыхания на выдохе. Ниже приведено их подробное описание.

Видео: Дыхательная гимнастика от давления и аритмии

Дыхательное упражнение № 1: глубокое брюшное дыхание

Его можно выполнять в любое время — утром, днем или вечером. Но не раньше, чем через 2 часа после еды!

Польза этого упражнения: после него нормализуется дыхание и происходит успокоение нервной системы. Тренируется диафрагма. Стимулируется кишечник, печень и поджелудочная железа. Устраняются запоры. Расправляются ребра и увеличивается жизненная емкость легких.

Выполнение упражнения:

Дыхательная гимнастика — исходное положение

Выполняется сидя или стоя. Спина прямая! Ладони рук лежат на животе (для контроля), но не давят на живот.

Сделайте (строго через нос!) очень медленный глубокий вдох животом — то есть выпячивайте при вдохе живот. Наполнив живот воздухом, «до-вдохните» воздух в грудную клетку, расправьте ее — то есть подайте грудь чуть вперед и вверх.
Если сможете, усильте упражнение сведением лопаток — то есть отведите плечи назад и сведите лопатки вместе.

Теперь, вдохнув настолько глубоко, насколько вы только смогли, задержите дыхание на 5–7 секунд.

После этого начните медленный выдох (строго через нос!). Сначала выдохните воздух из живота — «сдуйте живот», втяните его.

Затем продолжите выдох, выдувая воздух из легких — слегка наклоните голову вниз и подайте вперед плечи, чтобы «выдавить» из легких максимально большой объем остающегося в них воздуха.

Полностью выдохнув, на выдохе задержите дыхание примерно на 5–10 секунд. После чего отдохните — примерно минуту подышите в обычном режиме.

Затем повторите упражнение. Выполните его (с минутными перерывами) 3 раза — но не больше!

Читайте также:
Как высасывать сопли у грудничков из носоглотки, чем именно удалять слизь у новорожденных и как убирать сопли

Важно: выполняя упражнение, учитесь выполнять его плавно и без разрывов — при вдохе, сразу после заполнения воздухом живота, должен происходить плавный переход дыхательного движения на грудную клетку (то есть заполнение воздухом легких).

На выдохе то же самое — сразу вслед за выдавливанием воздуха из живота должен происходить плавный переход на выдавливание воздуха из легких (сжатие грудной клетки).

Дыхательная гимнастика — выполнение упражнения

Сначала вам будет трудно осуществлять такие плавные переходы от живота к грудной клетке, но уже через несколько дней вы научитесь выполнять все это движение «без заминки», и будете делать его автоматически.

К слову, мужчинам брюшное дыхание (дыхание животом) дается очень просто — так как мужчины изначально дышат за счет мышц живота.
А вот женщинам поначалу придется помучиться, так как от природы у женщин грудной тип дыхания. И на включение в дыхательное движение мышц живота у женщин обычно уходит от трех дней до 2-х недель. Не беспокойтесь, милые дамы — дальше вам будет гораздо проще, вы научитесь выполнять это упражнение не хуже мужчин!

Имейте в виду, что в первые несколько дней после выполнения упражнения у вас будет кружиться голова — это нормально. Такой эффект от выполнения брюшного дыхания скоро исчезнет. И через неделю — другую головокружения у вас возникать перестанут.

Усиленный вариант упражнения № 1: Примерно через неделю с начала занятий, когда вы научитесь правильно и плавно выполнять глубокое брюшное дыхание, можете попробовать делать это же упражнение в усиленном варианте: непосредственно перед выполнением упражнения прижмите язык к нёбу. И дальше все делайте так, как делали до этого в упражнении № 1, но с прижатым к нёбу языком.

После этого сравните результат усиленного варианта упражнения с его изначальным вариантом: проверьте артериальное давление и ритм сердца, послушайте свои ощущения и оцените свое самочувствие.

Взвесив все это, выберите, какой из двух вариантов подходит вам больше — простое дыхательное упражнение № 1, или вариант с прижатым к нёбу языком.

Соответственно, дальше делайте это упражнение либо в простом, либо в усиленном варианте.

Дыхательное упражнение № 2: замедление выдоха

Примерно через 10 дней с начала занятий добавьте к глубокому брюшному дыханию упражнение на замедление выдоха.

Польза упражнения: та же, что и от первого упражнения. Но есть и особые бонусы. От замедления выдоха лучше стабилизируется артериальное давление. Тренируется сердце. Улучшается кровоснабжение мозга. Быстрее успокаивается нервная система.

Упражнение выполняется почти так же, как первое, но с тремя отличиями:

Первое отличие — когда вы сделаете полный глубокий вдох, не задерживайте дыхание, а сразу начинайте выдох.
Второе. Постарайтесь замедлить выдох — попытайтесь сделать так, чтобы выдох был примерно в 2 раза длиннее вдоха.
Третье. После выполнения упражнения (то есть после окончания выдоха) не делайте минутных пауз «на дыхательный отдых», а сразу же повторите упражнение еще раз. И еще раз. То есть в сумме 3 раза.

Дыхательное упражнение № 3: замедление дыхания на выдохе

Еще через неделю к двум первым упражнениям вы можете добавить упражнение на задержку дыхания.

Польза упражнения: усиливает эффект двух первых упражнений.

Выполнение:

Упражнение выполняется почти так же, как упражнение № 1. Сделайте (строго через нос!) очень медленный глубокий вдох животом — то есть выпячивая при вдохе живот.

Наполнив воздухом живот, «до-вдохните» воздух в грудную клетку — расправьте грудную клетку (то есть подайте грудь чуть вперед и вверх). Усильте упражнение сведением лопаток — отведите плечи назад и сведите лопатки вместе.

Теперь, вдохнув настолько глубоко, насколько вы только смогли, задержите дыхание на 5–7 секунд.

После этого начните медленный выдох (строго через нос!). Сначала выдохните воздух из живота — «сдуйте живот», втяните его. Затем продолжите выдох, выдувая воздух из легких — немного наклоните голову вниз и слегка подайте вперед плечи, чтобы «выдавить» из легких остающийся в них воздух.

А сейчас внимание! Здесь начинается отличие от первого упражнения.

После выдоха, когда вы удалили из легких почти весь воздух, опустите подбородок на грудь и задержите дыхание (на выдохе). Не дышите столько, сколько вы сможете. В идеале — хотя бы 20–30 секунд. Но не дольше 40 секунд.
Потом дайте себе отдых — примерно минуту дышите в обычном режиме. После чего повторите упражнение еще раз. В третий раз упражнение не повторяйте — двух подходов достаточно.

Это важно! Если вы болеете гипертонией, после выполнения дыхательных упражнений обязательно меряйте давление! Но не сразу, а через 10–15 минут.
Отследите реакцию вашего давления на дыхательные упражнения. У большинства людей давление от них нормализуется — нормальное давление остается прежним, а вот повышенное давление постепенно снижается до нормы.

Однако у небольшого процента людей (примерно 10%) идет аномальная реакция на эти дыхательные упражнения — давление, наоборот, повышается. Если вы попали в эти 10%, не искушайте судьбу, не ждите, что результат появится потом, и сразу прекращайте занятия.

В этом нет ничего страшного — не подошел один метод лечения гипертонии, подойдет другой. Вернитесь к главам о лечении гипертонии, и подберите себе какой-нибудь другой способ борьбы с повышенным давлением.

Глава из книги «Быть здоровым в нашей стране».
Автор — доктор Евдокименко. Все права защищены.

Научная электронная библиотека

3.2.2. Дыхательная гимнастика

В широком смысле слова все физические упражнения прямо связаны с функцией дыхания, поэтому любые виды физической культуры можно считать дыхательной гимнастикой, в том числе бег, лыжи, плавание и т.д. В связи с этим под дыхательной гимнастикой в узком смысле слова следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.

Читайте также:
Сироп стодаль от кашля для детей: состав и действие препарата, инструкция к применению, рекомендации и отзывы

Чтобы научиться правильно дышать, необходимо знать типы и правила дыхания. Существуют три типа дыхания: верхне-грудное (ключичное), грудное (рёберное), брюшное (диафрагмальное). Выделяют также смешанный тип дыхания, и его называют полным.

При ключичном (верхне-грудном) дыхании расширяется, главным образом, верхняя часть грудной клетки. Связано это с преимущественной работой мышц, поднимающих плечи, ключицы, лопатки и рёбра. Грудная клетка при этом вытягивается вверх, а расширяется она, в основном, только в верхней части. Для подъёма кверху плеч, ключиц и лопаток требуются большие затраты сил. Мышцы, участвующие в дыхании, слишком напрягаются и поэтому быстро утомляются. В результате при верхне-грудном дыхании количество воздуха, поступающее в лёгкие при вдохе, минимально, а напряжение дыхательного акта максимально, что приводит к относительному учащению дыхания. При этом вентилируются лишь верхние отделы лёгких, что малорезультативно и требует больших энергозатрат.

При грудном (рёберном) дыхании вдох происходит за счёт увеличения грудной клетки (в основном, в стороны), и выдох выполняется за счёт опускания рёбер и уменьшения объёма грудной клетки. При таком дыхании наполняются воздухом преимущественно срединно расположенные сегменты лёгких, а нижние доли, наиболее богатые альвеолами, вентилируются недостаточно. Кроме того, при грудном дыхании втягивается низ живота, а это вредит работе органов пищеварения (И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова, 2003). При этом грудное дыхание более эффективно и менее утомительно, чем ключичное.

При брюшном (диафрагмальном) дыхании вдох осуществляется за счёт сокращения и опускания диафрагмы, а следовательно, увеличения объёма грудной клетки сверху вниз. Выдох осуществляется за счёт уменьшения грудной клетки и поднимания диафрагмы.

В норме дыхание на 80 % должно осуществляться за счёт движения диафрагмы. Её центр поднимается на 2 см и на 2 см опускается, т.е. амплитуда движений диафрагмы составляет 4 см. Если диафрагма участвует в дыхании, то в одну минуту происходит до 18 её колебаний (И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова, 2003). Причём при её движении осуществляется своеобразный массаж внутренних органов: печени, селезёнки, кишечника. Тем не менее, при брюшном дыхании грудная клетка расширяется, в основном, за счёт нижней части, и в акте дыхания практически не участвуют верхние и средние отделы лёгких.

Смешанным типом дыхания, то есть полным и наиболее правильным, естественным дыханием необходимо овладевать сознательно большинству людей. Если преобладает один тип дыхания, нужно учиться двум другим.

Освоение типов дыхания. Ключичное дыхание можно осваивать в положении сидя, откинувшись на спинку стула, вытянув ноги и положив одну руку на грудь, другую на живот. Руки контролируют подъём грудной клетки на вдохе и опускание её на выдохе. И вдох, и выдох лучше делать через нос. Тренировку грудного дыхания рекомендуется проводить, сидя на краешке стула либо стоя, при этом кисти плотно охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки. Руки контролируют расширение нижнебоковых отделов грудной клетки на вдохе, а на выдохе сдавливают её. Вдох происходит через нос, а выдох через рот. Диафрагмальному дыханию лучше всего обучаться в положении лёжа на спине, слегка согнув ноги. Одну руку положить на грудь, другую на живот. Во время вдоха рука, лежащая на животе, поднимается вместе с брюшной стенкой, другая остаётся неподвижной. На выдохе живот втягивается, рука соответственно надавливает на живот. Нужно выполнить вдох через нос, выдох через рот (губы сложить трубочкой). Поскольку это самый неэкономичный тип дыхания, то людям, у которых он преобладает, полезно научиться расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса, прежде чем осваивать полное дыхание.

Следует знать, что вдох, в основном, на 80 % осуществляется за счёт диафрагмы. При этом мышцы плечевого пояса должны быть расслаблены. выдох по продолжительности в 2 раза дольше, чем вдох (на 1–2 счёта – вдох, на 3–5 счётов – выдох; вариант: на 4 счёта вдох, на 6 счётов выдох). Вдох делается, когда грудная клетка расправлена, а выдох – когда она сдавлена, например, при наклоне.

При смешанном (полном) дыхании вдох и выдох происходят при увеличении и уменьшении объёма грудной клетки вперёд-назад, в стороны и сверху вниз. Это наиболее целесообразный тип дыхания. Позволяющий более глубоко и полноценно дышать.

Для освоения полного дыхания сначала надо сделать выдох и выдержать паузу до того момента, когда захочется вдохнуть. И тогда следует медленно вдыхать через нос. В начале вдоха живот начинает выпячиваться («впустить воздух в живот»), далее начинает расширяться грудная клетка («впустить воздух в грудь») и наконец, в конце вдоха должны приподняться плечи, а живот уже слегка втягивается. Во время выдоха всё происходит в той же последовательности. Живот несколько втягивается, затем расслабляются межрёберные мышцы, грудная клетка опадает, плечи опускаются. Перед вдохом делают паузу, т.к. непривычное полное дыхание может привести к головокружению, в глазах темнеет, и в некоторых случаях происходит потеря сознания.

По вышеуказанной причине увеличивать продолжительность и интенсивность дыхательных занятий следует постепенно: начинать с 2–3 полных вдохов и выдохов и только через 3–4 недели доводить это количество до 10–15. Тренировать полное дыхание надо натощак либо через 2–3 часа после еды.

Примерные упражнения для освоения разных типов дыхания

И.П. – сидя на стуле. Поднять плечи вверх и максимально напрячь мышцы. Затем расслабиться и отдохнуть 2–3 с. Повторить 8–10 раз.

И.П. – сидя на стуле. Наклонить голову вперёд и медленно перекатывать её от плеча к плечу.

Можно выполнить самомассаж мышц шеи и плеч.

Все виды дыхательных упражнений можно разделить по принципу выполнения на четыре группы (Е.Г. Попова, 2000).

Читайте также:
Сколько нужно держать горчичники при кашле на грудной клетке и на спине

Первая группа упражнений характеризуется углублённым вдохом и выдохом. Достигается это путём рационального сочетания грудного и брюшного дыхания. Например, выполнение общеразвивающих упражнений в среднем темпе. Вторая группа упражнений характеризуется определённым ритмом – стабильным (например, «ритмичное дыхание»), замедленным («дыхание с паузами») или ускоренным (например, в беге). Третья группа упражнений отличается повышенной интенсивностью вдоха, а выдох совершается толчком. Это достигается за счёт вовлечения в дыхательный акт некоторых дополнительных групп мышц, например, при проговаривании слов «Ух!», «Ах!», «Ох!» и т.п. Четвёртая группа упражнений основана на изменении просвета воздухоносных путей – например, дыхание через одну ноздрю.

При выполнении общеразвивающих упражнений нужно научить пациента следить за ритмом дыхания (вдох-выдох) и определять, в каких случаях пользоваться тем или иным типом дыхания:

Ø При умеренной работе, в которой участвуют мышцы всего тела, рекомендуется пользоваться смешанным типом дыхания.

Ø При больших напряжениях брюшного пресса целесообразно грудное дыхание, а при напряжении мышц плечевого пояса – брюшное дыхание.

Грудной и брюшной типы дыхания существуют специально для тренировки дыхательных мышц, для развития подвижности грудной клетки.

Упражнения для формирования различных типов дыхания

Упражнения с постепенным увеличением продолжительности выдоха и вдоха. Выполняется в различных И.П. – стоя, сидя, лёжа.

вдох – 2 счёта, выдох – 2 счёта

вдох – 2 счёта, выдох – 3 счёта

вдох – 3 счёта, выдох – 4 счёта и т.д.

Упражнения на обучение диафрагмальному дыханию.

И.П. – лёжа на спине, ладони на животе (пальцами контролировать напряжение живота)

1–3 – вдох, выпячивая живот (брюшное дыхание)

4–8 – выдох, напрягая мышцы живота и втягивая живот.

И.П. – стоя ноги врозь с полунаклоном, руки за голову

1 – продолжать вдох, выпрямляясь

2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот

4 – начать выдох, полунаклоняясь

5–7 – продолжать выдох, втягивая живот

8 – закончить выдох и начать вдох, полувыпрямляясь в И.П.

Упражнения на обучение смешанному дыханию.

И.П. – сидя, подложив подушку сзади

1 – продолжать вдох, ложась на спину (на подушку)

2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот и расширяя грудную клетку

4 – начать выдох, садясь

5–7 – продолжить выдох, наклоняясь вперёд

8 – закончить выдох и начать вдох, выпрямляясь

Динамические дыхательные упражнения. Ходьба в медленном темпе 2–3 минуты, сочетая смешанное дыхание с шагами: 3 шага – вдох, 5 шагов – выдох.

Упражнения с пружинящими движениями на выдохе.

И.П. – стоя ноги врозь с полунаклоном, руки к плечам

1 – продолжать вдох, выпрямляясь

2–3 – заканчивать вдох, выпячивая живот

4–7 – пружинящие наклоны с выдохом толчком на каждый счёт

8 – начиная вдох, полувыпрямиться в И.П.

Дыхание через одну ноздрю.

И.П. – сед по-турецки. Правым большим пальцем закрыть правую ноздрю и медленно вдыхать и выдыхать через левую ноздрю (10–15 раз). Повторить то же с другой руки в обратную сторону.

Кузнечный мех (позволяет быстро насытить организм кислородом).

И.П. – сед по-турецки. Спокойно сделать выдох, втягивая живот. После этого сделать 7 циклов вдох-выдох через нос с активной работой живота (на вдохе – вперёд, на выдохе – втянуть). После 7 циклов сделать полный вдох на 5–7 с и вернуться к обычному дыханию.

И.П. – стоя, сидя или лёжа. Вдох через нос, делая глотательное движение и сокращая мышцы гортани, выдох – свободно через рот. Повторить 4–5 раз. Дыхание полное (объединённое) или брюшное (нижнее).

И.П. – стоя, сидя или лёжа. Вдох носом, выдох – через рот, проговаривая: «ха-ха-ха», «хо-хо-хо» или «хи-хи-хи». Повторить 5 раз. Тренируется полный выдох. Дыхание полное или нижнее.

Дыхание с задержкой.

И.П. – стоя, сидя или лёжа. Выполнить вдох животом, мысленно произнося фразы, постепенно увеличивая количество слов в фразе (от 3 примерно до 9), например:

ü Я ровно дышу (3 слова)

ü Мне надо дышать спокойно, ровно (5 слов)

ü Спокойное, ровное, ритмичное дыхание помогает мне успокоиться (7 слов)

Упражнение активизирует выдох, очищает организм.

Все упражнения дыхательной гимнастики можно условно разделить на статические, динамические и специальные.

Статическими дыхательными упражнениями считаются такие, при выполнении которых дыхание осуществляется без сопутствующих движений руками, ногами, головой и туловищем. Они применяются для обучения правильному дыханию, а также для урегулирования сердечно-сосудистой системы на занятиях повышенной двигательной деятельности.

Динамические дыхательные упражнения характеризуются тем, что дыхание при их выполнении осуществляется одновременно с движениями конечностями, головой, туловищем. Они могут выполняться в положении стоя, сидя, лёжа, на месте и в движении. При их проведении необходима полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. В противном случае дыхание или движения будут затруднёнными. При динамических дыхательных упражнениях вдох производится одновременно с движениями, связанными с подниманием и расширением грудной клетки, выпрямлением туловища. Выдох делается при движениях, связанных с опаданием грудной клетки в момент её опускания, при сгибании тела, при подтягивании ног к животу.

Нельзя допускать задержки дыхания при выполнении физических упражнений. Дыхание должно быть свободным и спокойным. Динамические дыхательные упражнения способствуют наилучшему расширению грудной клетки и более полному вдоху. Ряд таких упражнений помогает осуществлению более полного выдоха.

Специальные дыхательные упражнения имеют особую направленность на получение нужного терапевтического эффекта при том или ином нарушении дыхательного аппарата (плеврит, затруднённое носовое дыхание и т.п.). Подбираются специальные упражнения, например, с нажимом на грудную клетку при выдохе, наклоны в стороны.

Суть метода волевой ликвидации глубокого дыхания с примерами дыхательной гимнастики по Бутейко

Введение. В конце 2019 года в городе Ухань (Китай) была зафиксирована вспышка коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2. В связи с этим было объявлена чрезвычайная ситуация, а в следствии пандемия. По состоянию на 03.11.2020 в России 17 803 955 человек прошли тесты на коронавирус. К счастью, большинство проб не подтвердились. Заболели 1 655 038, а 1 236 033 пациентов уже выздоровели (Рис. 1).

Читайте также:
Ингаляция с Синупретом: инструкция, применение в небулайзере для ребенка, противопоказания

Рис.1.Заражения по регионам [https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/punkt.php]

Цель исследования: изучение средств профилактики и восстановления хорошего самочувствия после перенесенного заболевания COVID-19. Изучение эффективности дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

Материал и методы исследования. Для реализации цели были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, метод педагогического эксперимента, опрос, математическая обработка результатов исследования.

Был проведен опрос группы людей из 19 человек, которые в период от одной недели до одного месяца занимались дыхательной гимнастикой, 75% из них практиковали более недели, 25% более месяца.

Результаты исследования и их обсуждение. Вирус COVID-19 передается воздушно-капельным или контактным (через прикосновения) путем и в первую очередь поражает верхние и нижние дыхательные пути (трахею, бронхи, легкие).

Существуют методы профилактики коронавирусной инфекции, такие как:

Частое мытье рук с использованием мыла.

Всегда иметь с собой дезинфицирующее средство

Не касаться глаз и лица

Соблюдать дистанцию 1,5 метра

Здороваясь, отдавать предпочтение жестам взамен тактильного контакта

Носить медицинскую маску во всех общественных местах.

Однако, можно не останавливаться на элементарных мерах предосторожности и пойти еще дальше – использовать высокоэффективные, давно и хорошо зарекомендовавшие себя средства профилактики заболеваний и укрепления дыхательной системы такие, как дыхательная гимнастика. Почему именно дыхательная гимнастика? Как правило, заболевания, протекающие в тяжелой форме, сопровождаются поражением легких, люди гибнут от пневмонии. Существует несколько методов дыхательной гимнастики, способствующих укреплению дыхательной системы (гимнастика Стрельниковой, метод Бутейко, гимнастика Норбекова, Пранаяма, Аппаратное дыхание по методу Фролова (эндогенное дыхание) и т.п.). Метод Бутейко – это «поверхностное» дыхание, при котором идет накопление углекислого газа в организме. Освоить его рекомендуют астматическим больным, так как с помощью его можно купировать приступ удушья. Но постковидным пациентам эксперты все же рекомендуют «парадоксальную» гимнастику, которую много лет назад разработала Александра Стрельникова. Эти упражнения хорошо работают, в том числе при астме и других хронических заболеваниях легких. Основной особенностью упражнений Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение в процесс дыхания самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы (полное диафрагмальное дыхание). Суть тренировки в коротком, резком, шумном вдохе через нос частотой приблизительно три вдоха за две секунды и пассивным выдохом через нос или через рот. Вдох осуществляется вместе с движениями, сжимающими грудную клетку [3].

Утверждается, что во время занятий [8]:

тренируется внутренняя, мускулатура органов дыхания;

укрепляется диафрагма – самая главная мышца, участвующая в дыхании и в звукообразовании;

происходит диафрагмальный массаж практически всех органов брюшной полости;

обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов на клеточном уровне;

жизненная емкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-30;

развиваются мышцы грудной клетки, повышается упругость и эластичность мышц всего тела;

снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри.

Регулярное выполнение дыхательной гимнастики способствует быстрому отступлению скопившегося в носу гноя, отхождению мокроты и жидкости из бронхов, что способствует нормализации дыхания за короткий промежуток времени, постепенному устранению практически всех бронхо-легочных заболеваний [1].

Заниматься желательно 3-4 раза в неделю (еще лучше ежедневно), начать с 10-15 минут, постепенно увеличивая нагрузку. Выполнять дыхательные упражнения следует в хорошо проветренном помещении. Одежда должна быть комфортной и не сковывать движений. Во время упражнений необходимо сосредоточиться на дыхании. Главные требования при выполнении гимнастики Стрельниковой: думать только о вдохе, тренировать только вдохи, считать только вдохи! О выдохе в этой дыхательной гимнастике думать запрещено [7].

После занятия дыхательной гимнастикой по Стрельниковой была опрошена группа студенток, уделявшая разное количество времени занятиям (Рис. 1-2).

Из результатов опроса можно сделать вывод о том, что большая часть занимающихся ежедневно в период от недели до месяца, почувствовали улучшение своего состояния. Уменьшилась отдышка, так как одним из эффектов дыхательной гимнастики является увеличение жизненной емкости и объема легких. Технология задержки и изменения глубины дыхания, как на вдохе, так на выдохе способствует укреплению дыхательной системы в целом.

Так же многие заметили снижение уровня стресса, улучшение эмоционального состояния. Улучшение снабжение головного мозга кислородом, нормализация артериального давления, снижение частота сердечных сокращений также относится к эффектам, заметно проявляющимся после практики дыхательной гимнастики.

Рис.2. Соотношение ответов на вопросы: Как часто вы занимались дыхательной гимнастикой? – Улучшилось ли ваше состояние после выполнения дыхательной гимнастики?

Рис. 3. Распределение ответов о ожидаемых эффектах дыхательной гимнастики (левая сторона, красный цвет) и полученном результате (правая сторона, синий цвет)

После выздоровления у переболевших долго держалась слабость, отдышка, остаточный кашель, так же долгий постельный режим снизил функциональность организма. В результате ежедневных занятий дыхательной гимнастикой в течение 1-2 недель данные симптомы практически исчезли.

Выводы. Таким образом, можно сказать, что профилактика от инфекции является неотъемлемой частью борьбы с пандемией, поэтому помимо того что необходимо принимать назначенные специалистом препараты, можно использовать и другие средства, которые помогут восстановить дыхательную систему и избежать осложнений. Положительный результат использования дыхательной гимнастики по Стрельниковой дает основание для ее рекомендации как одного из действенных средств восстановления после перенесенных заболеваний простудного и респираторно-вирусного характера, в том числе после COVID-19.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: